Возмутительные случаи вандализма зарегистрированы в апреле нынешнего года в Туймазах. Там с перерывам в четыре-пять дней сожгли сначала один мусорный бак, затем клетку для сбора картона на улице Мичурина.
Вскоре преступники в три захода подожгли еще несколько контейнеров на этой же улице и улице Чапаева.
В итоге было сожжено девять емкостей, каждая стоимостью около 20 тысяч рублей.
В соцсетях Туймазов начали выдвигать версии, что это сделали подростки, ради развлечения. Но если вдуматься, то поджоги напоминают хорошо спланированную акцию с применением горючих веществ.
По предварительным данным, контейнеры уничтожались ночью, обычно в это время дети по большей части спят. Агрессия подростков имеет спонтанный характер, побахвалились, выплеснули дурь и ладно.
Вряд ли школьники будут так старательно шифроваться и в три захода в течение восьми дней уничтожать по ночам баки для мусора. Тем более, что шум сразу поднялся большой. За дело взялись правоохранители, а кое-где поджоги зафиксировали видеокамеры.
Полицейские завели уголовное дело, но от комментариев пока воздерживаются.
Итак, в чем причина? Кто автор этой диверсии? Где этот человек живет?
А вдруг в доме, к которому относятся уничтоженные емкости. Понимает ли он, что ему самому некуда будет выкидывать мусор, а в дальнейшем с него и остальных жильцов вычтут приличную сумму за закупку новых емкостей.
Некоторые туймазинцы выдвинули версию, что это сделал противник мусорной реформы, не желающий платить за вывоз мусора. Будто бы так он отомстил регоператору.
Сегодня регоператоры стали для многих этаким злом. Но контейнеры выкуплены у них управляющими компаниями, считай, жильцами.
Сейчас на местах сожженных емкостей установлены новые (мусор-то с территории восьми домов вывозить надо). Соответственно, на всех жильцов будет распределена общая финансовая нагрузка в размере 180 тысяч рублей.
Директора УК не раз рассказывали мне, что ежемесячно им приходится восстанавливать подъездные группы. Кто-то выламывает перила, сдирает облицовочный камень, просто вынимает брусчатку, крушит почтовые ящики и лифты. Больше всего достается скамейкам, урнам, детским качелям.
— Я уже не знаю, из чего делать скамейки, — говорит мне директор одной из УК Туймазов. — Деревянные элементы ломают ногами, болты выкручиваются. Остается один вариант — аэродромные плиты повышенной прочности или металл, заваренный наглухо и вкопанный в землю на полтора метра.
Но это дорогое удовольствие, жители не соглашаются его оплачивать, к тому же сидеть на голом бетоне или на железе не очень комфортно.
Есть еще один момент: часть детских площадок, установленных в рамках госпрограммы «Башкирские дворики», спустя три года начинает уродоваться, расписываются похабщиной. Спустя три года, когда заканчивается гарантийное обслуживание инвентаря поставщиком, УК начинают включать в обслуживание общего имущества дома и ремонт качелей. В результате многие жильцы, живущие словно в коконе, отказываются платить за содержание «Башкирских двориков». Заметьте, установленных для детворы за счет государства. Но условие софинансирования четко прописано и утверждено общими собраниями. И платить придется. Чтобы каждый житель многоэтажки осознал, что вокруг него все его: и качели, и лифт, и контейнер. А не только диван. Очень хочется, чтобы осознал.