Все новости
Мнение
13 Сентября 2022, 08:07

Родители Башкирии удивились заявлению министра о поборах в школах

ИА «Башинформ».
Фото:ИА «Башинформ».
Эмиль Мусин
Журналист

После того, как министр просвещения РФ Кравцов сообщил очевиднейшую истину о том, что поборы с родителей в школах — это преступление, соцсети, паблики Башкирии буквально загудели.

Родители школьников и так знали, что не обязаны обслуживать хознужды учебных заведений. Но во многих из них поступают так.

Создаются так называемые родительские комитеты, которые заставляют проводить ремонт классов, обновлять мебель, приносить мотки туалетной бумаги, моющие средства, краску, плинтусы, шторы, просто деньги. Ах, не хочется, тогда мы наймем бригаду на ваши деньги. Если какие-то родители отказываются, на них начинают давить классные руководители, причем тем, что их ребенок станет «белой вороной». Одни папы и мамы поддаются, другие — нет.

В моей читательской почте достаточно таких жалоб. Если директора школ получают предписание от прокуратуры прекратить сбор и вернуть деньги, либо директоров тихо снимают, тогда ремонт классов перекладывается на учителей. Те тихо и слезно молят родителей хоть чем-то помочь, и многие папы и мамы соглашаются, причем добровольно.

Министр просвещения России Сергей Кравцов на общероссийском собрании заявил, что средств на ремонты школ выделяется достаточно и, если их пытаются вымогать, надо жаловаться в министерство или прокуратуру.

Такие жалобы есть, их мало, а жаль. Потому что будь родители смелее, поборы прекратились бы. А директорам школ пришлось бы больше сотрудничать с крупными спонсорами.

Давно нет СССР, а у ряда туймазинских школ по-прежнему есть предприятия-шефы. Звучит невероятно, правда. Они либо помогают стройматериалами, специалистами, либо просто перечисляют в официальные прозрачные благотворительные фонды школ деньги. Спецшколы, интернаты, заведения для больных детей практически содержатся спонсорами из Туймазов и Башкирии. Чуть ли не ежеквартально туда приезжают депутаты Госдумы и спрашивают, чем надо помочь?

Создателю профориентационного проекта Туймазинского индустриального колледжа «Алтын кулдар» Олегу Гайсину производственники помогли приобрести всевозможное оборудование, снабжают его расходниками. Просто человек горел идеей, и бизнес это оценил.

Мой сын тоже окончил школу и лишь однажды кто-то из родительского комитета попросил деньги, уже не помню, на что.

— Тогда надо внимательно изучить — на что были потрачены средства прошлых лет (чеков и отчетов не было), — сказал я тихо. Тихо и один раз.

Больше никто, никогда в этом учебном заведении не заикался мне о каких-либо сборах. А я, кстати, дал бы денег, в пределах разумного. Почему бы и нет. Потому что сам был преподавателем. Мой директор априори считал меня грузчиком, маляром, штукатуром и просто разнорабочим. Я один раз сделал ремонт класса за свой счет, в кризис. Потому что родителям задерживали зарплату. Вкалывал два летних месяца. Осенью пришел к директору и сказал, что перехожу в другую школу. Он ухмыльнулся и заметил, что там будет то же самое. А потом ответил:

— Ладно, я тебя понял, оставайся, сейчас у меня нет замены. Больше мучить не буду.

Так что делать, когда добровольно-принудительно вымогают? Если очень туго с деньгами, — не платить. Так поступило огромное количество моих знакомых и никакого давления на их детей не было. Если оно начинается, надо сразу идти в прокуратуру. Потому что министр прав. Если деньги прошли мимо официального благотворительного фонда школы (отчет о расходовании средств обязателен), то это может быть финансовой махинацией. Я все же далек от мысли, что классные руководители, отвечающие за состояние своих кабинетов, — вымогатели. Просто директорам надо больше шевелиться. А денег на нужды школ всегда будет не хватать.

Читайте нас: