Началось все с шуточного опроса в соцсетях, который провела журналистка из Уфы: «Вы сморкаетесь в платочек или просто от себя», — спросила она в шутку. А оказалось, этот процесс имеет социально культурологическую подоплеку. Состоявшиеся мужики с тремя высшими образованиями в разгар рабочего дня стали вспоминать, как же они это делают.
— Я сегодня чистил снег во дворе и несколько раз вот прямо так и сделал.
— У меня ещё для таких дел есть перчатки толстые, мягкие, когда народ вокруг и нельзя сморкнуться, я перчатками нос вытираю.
— Сейчас еду в такси, водитель сделал это в окно прямо на светофоре.
— Некоторые мужчины в комментариях справедливо смутились или даже оскорбились, написала потом журналистка. — Речь лишь о тех, кто так делает. Я пыталась их логику понять. Мой пост немного в шутку.
Споры разгорались. Люди начали вспоминать, а сморкаются ли они вообще. Одни начали хохмить и каламбурить, другие отметили феминистический окрас наезда на совершенных существ — мужчин Башкирии.
Знаете, зачем я обозначил данную тему? Чтобы разобраться, что такое сегодня социальные сети? Благодаря ничтожнейшему поводу: сморканию крупных особей можно организовать для них сегментарный буллинг, заставить упражняться в остроумии, оживить свою страничку в соцсетях, посмотреть, у кого много свободного времени, и не изнывает ли он от скуки. Некоторые схватились в словесной битве. Знаете, есть такие люди: выложи им фото бублика, и они напишут целую простыню о том, что такую страну развалили, где бублики были настоящими. А сейчас бублики не те и вообще вся жизнь не та. Тема сморкания зацепила кучу триггеров и багов. Причем тех, кто сморкается в платочек, незаметно. Те, кто размазывает, извините, сопли по панелям, в соцсетях не сидит. Они отработали смену, остограмились, высморкались, куда придется, и спят.
К чему я все это? Соцсети — это полигон, где ничтожное можно сделать темой, пропесочить любую гендерную или социальную группу, конкретного индивида, политика, управленца. Любой гражданин, сравнимый по значимости с тлей, может стать известным, как Че после скандала в соцсетях. В них можно организовать склоку по поводу простуженных уфимских воробьев, несправедливому плачу мимоз в горшках на подоконниках, жестокому обращению со снегом, который равнодушные люди лишают белоснежного цвета. В результате на нем видны всевозможные жидкости и пятна, нарушающие эстетическое равновесие уфимской журналистки. Боже! Боже, как дальше жить.
Волочкова выложила фото тапочка, которое набрало два миллиона просмотров и кучу комментариев. А ведь это все даже не про балет, не про искусство, не про моральные нормы поведения, которые умышленно игнорирует бывшая балерина. Это о появлении так называемого сетевого планктона, имеющего кучу свободного времени. С одной стороны, он невероятно сегментирован по интересам. С другой — объединен жаждой поиска микросенсаций, эротических ощущений, очередных «черных» заговоров власти. Более примитивная часть пользователей залипает на фейки о возврате вкладов, сделанных во времена СССР, или персоне, заготовленной западными спецслужбами на роль очередной жертвы информвойны.
Но что самое смешное, по этому посту и комментариям сложно было понять, носят ли мужчины Башкирии носовые платочки? В этом — прелесть соцсетей. Можно поднять тематическую волну вокруг, например, поступка человека, но так и не понять, а был ли поступок на самом деле. И через час забыть обо всем этом навсегда. Но потом, когда этот человек что-нибудь скажет, о нем вспомнится нечто плохое, но что? Главное, что плохое.
В целом мужчин Башкирии спас журналист Булат Галиев. На претензию: почему мужчины часто не сморкаются в платочек, он ответил:
— Чтобы всегда держать его чистым и в случае необходимости предложить даме. Да! Да! Да! Именно так.