Особняк был построен на рубеже 1890-х и 1900-х годов известным уфимским купцом, хлебопромышленником Павлом Ивановичем Костериным как загородный дачный дом для себя и своего многочисленного семейства. А было у него шесть сыновей и одна красавица-дочь Надежда. Мало ему было роскошного особняка на углу Пушкинской и Александровской, он ещё и за городом зодчеством чудил. Местность, где красуется эта загородная дача – у нынешнего южного автовокзала, севернее тогдашней окраины города Уфы и северо-западнее Восточной слободы (Еленинского посёлка) на территории бывшей Богородской волости Уфимского уезда. Местность издавна считалась среди уфимцев дачной, кроме Костеринской здесь размещались дачи Бондаренко, Багиных и до десятка иных небедных домовладельцев. С запада дачи окружал первозданный лес, спускавшийся к Самаро-Златоустовской железной дороге и к реке Белой; восточнее шли бескрайние Глумилинские поля.
Дом выстроен из ценной строевой сосны. С незапамятных времён шпиль здания украшает флюгер – фигурка петушка, благодаря чему здание получило название «Дом с петушком», чаще «Петушок». Дело в том, что загородная земля, принадлежавшая Костериным, была довольно обширна, и, водружая птицу на шпиль, купец, как бы шуткуя, цитировал известную сказку: «Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы».
Как и иные уфимские загородные дачи, постройка выполнена в модном ропетовском стиле деревянного зодчества, разработанном архитектором Иваном Николаевичем Петровым (1845–1908), взявшим вычурный псевдоним Ропет.
За свою недолгую творческую жизнь он нарисовал огромное множество зданий, украшенных богатой резьбой, со всевозможными башенками, наличниками, колонками. Петров разработал довольно много образцовых проектов, которые продавались по губернским городам России владельцам, которые хотели жить именно в таких деревянных домах-теремах.
Архитектор пользовался огромным спросом. Подобные нашему дому с петушком постройки располагались и в других городах России, однако домовладельцы часто отступали от образцов, да и местные архитекторы вносили в архитектуру свой колорит, свою изюминку. Так что похожих было много, одинаковых – ни одного.
В Уфе такой изюминой стал знаменитый костеринский петушок, он напрямую перекликается со вторым названием архитектурного стиля. Архитектор отталкивался от древнерусских основ, но в каждый проект вносил нечто новое, своеобразное, праздничное. Ропетовский стиль из-за яркости и крикливости называли при жизни автора ещё и «петушиным стилем», потому что все эти роскошные наличники, резные украшения напоминают гребень, хвост, оперение петуха. На макушке загородного дома Костериных тоже расположился петушок: в старорусских городах было распространено использование флюгеров, ведь в сказке Пушкина золотой петушок также поворачивался во все стороны.
У нас нет пока фотоматериалов начала ХХ века, но, скорее всего, фигурка петушка появлялась два раза: когда Костерин заехал в загородный дом, и когда в здании появилось туристическое бюро. В соответствии с используемым материалом постройки первый петушок был, скорее всего, деревянный, со временем он рассыпался и на макушке здания красовался пустой шпиль.
К сожалению, до нас также не дошло ни одной фотографии соседних дач. Но по воспоминаниям очевидцев, их внешняя отделка была значительно скромнее Костеринской. В советское время дача Костерина неоднократно меняла хозяев. В начале 1920-х годов в доме располагалась одна из чекистских дач. Чуть позже в Уфе было создано Башкирское областное отделение добровольного общества друзей воздушного флота, которому, как повествуют наши краеведы, центральное правление общества передало для учебных занятий самолет системы «Фарман-30», положивший начало первому городскому аэродрому в районе деревни Глумилиной (Красноярский рынок не считается, с него, конечно же, взлетали первые самолёты, но это были всё же единичные полёты).
С 1932 года в здании бывшего загородного дома Костерина разместился уфимский аэровокзал – это был полноценный городской аэропорт тех времён, взлетные полосы располагались сразу за глумилинскими огородами, в основном, вдоль нынешней улицы Зорге. Кстати, одна из небольших улиц поблизости – Добролетная, сохранившаяся до сих пор, напоминает о том, что когда-то здесь взлетали и садились самолеты. По этой чудом оставшейся улочке числятся даже три дома: 7/2, 7/3 и 7/4, а сохранившийся реликтом южнее Дачный переулок ещё древнее, и отсылает напрямую ко временам существования здесь загородных дач.
Управление Уфимского аэропорта размещалось в загородном особняке Костерина в 1930-60-е годы. Так аэропорт оказался к середине 1960-х годов в географическом центре Уфы. После постройки нового аэропорта в окрестностях села Березóвки, с середины 1960-х годов в «Петушке» пребывало Уфимское бюро путешествий и экскурсий.
Официальный адрес Костеринской загородной дачи – улица Зорге, 15, статус – объект культурного наследия, принятый на государственную охрану Постановлением Совмина БАССР за № 390 от 19.07.1976 г. и подкреплённый Указом ПВС РБ за № 6-2/251в от 12.05.1992 г.
Однако после разорения в 1990-е годы турбюро, в дальнейшем «Петушок» довольно вяло продавали и перепродавали друг дружке несколько частных компаний, что вообще-то не есть хорошо. Трагический пример уничтожения другого похожего ропетовского памятника архитектуры в Новиковке загородного дома Зáйковых на улице Менделеева, 160, должно послужить здесь печальным уроком.
Справедливости ради стоят отметить, что вместо которого уже по счёту обветшавшего петушка, очередным новым хозяином на верхушку башенки был водружён новый, но уже не крутящийся флюгер, а закреплённый в одном положении. Архитектурный образ здания-памятника – Костеринского загородного дома с петушком навсегда стал визитной карточкой площади у южного автовокзала, памятью о дачных и добролётных временах старой Уфы и памяти талантливого чудака Ропета.