От Рождества до Крещения всего 12 дней. Серединкой в этой святочной дюжине дней является старый Новый год, то есть Новолетие по Юлианскому календарю. Эта двенадцатидневка сплошная, скоромная, ни один день в ней не постный, природа радуется родившемуся Христу. Из 12-ти двунадесятых праздников Рождество и Крещение суть близкие друг ко другу и во времени, и по сакральному смыслу. Тут кое-кто может заметить, что Вербное воскресение и Пасху разделяют всего 7 дней. Да, но Пасха не является двунадесятым, она – всем праздникам праздник. Скажу больше, я помню годы, когда сдвигающиеся Пасха и Вербное следовали перед или после за стоящим на месте праздником Благовещения или совпадали с ним. И тут задам вопрос на засыпку: вспомнит ли кто ещё два двунадесятых праздника, стоящие друг ко другу ещё ближе, чем Рождество и Крещение? Из неплавающих.
Каждое христианское храмовое здание посвящено какому-то празднику, такой день называется для этого храма престольным праздником. Праздники напрямую связаны с именами святых, Богородицы или событиями земной жизни Иисуса Христа. В подавляющем большинстве случаев храм освящен в честь какого-то одного праздника, двойные названия церквей – редкие исключения. Самый хрестоматийный пример – собор Василия Блаженного (церковь Покрова-на-рву), а из уфимских – Смоленский собор (Троицкая церковь). Двойное название дезориентирует, не правда ли? Хочется иметь одно, стабильное. Кто-то не согласится.
Так и в Уфимской губернии в старину было более 730-ти храмов, и каждый из них назывался по-особенному. Бывало так, что названия храмов совпадали. Как правило, никакого правила в присвоении имени новому храму не было, ибо названия давались народом, утверждались архиереем, чаще по наиболее почитаемому или запомнившемуся памятному празднику. Это мог быть день основания поселения, день памятного события в его жизни, именины или день рождения жертвователя храмоздателя (или одного из его родных), но чаще всего – любимый (полюбившийся) церковный праздник для населения, прихожан. Некоторые из названий повторялись, и даже слишком часто, так, что карта епархии пестрела Покровскими, Никольскими, Михайло-Архангельскими и Казанско-Богородскими храмами. В то же время подавляющее большинство святых, даже самых популярных, никак не было отражено в названиях уфимских церквей. Почему-то не жаловали также и Сретение, и Благовещение, и Введение, и Преображение, а такому двунадесятому празднику как Вербное воскресение (все уже догадались, что это Вход Господень в Иерусалим) вообще не было посвящено ни одной церкви. Ещё четверть века назад, в середине 90-х годов, ваш покорный слуга делал выборку предпочтительности праздников в названиях церквей, и открыл кое-какие закономерности. Но потом появилось множество новых фактов, и мои закономерности пошатнулись. Просто пошатнулись, не зашатались, не посыпались.
Ныне у нас идёт святочная 12-дневка, уместно поговорить, какие же храмы в Уфимской губернии были освящены в честь этих праздников, и много ли их было. Из более 730-ти церквей в честь Рождества Христова обнаружилось 17, а в честь Богоявления (Крещения) – всего четыре. Почему так? Никто никогда не ответит, и выяснить это уже невозможно. Просто голая статистика. Пытливый ум здесь спросит: а что, если территориально, по уездам раскидать? Пожалуйста. В Уфимском уезде Христорождественских церквей было семь; они возвышались в сёлах: Ахлыстине, Ашкашле, Полянском, Березовке, Подлубове, Кубове и в Усть-Катаве. Ну, это и понятно, Уфимский уезд самый многонаселённый. В Бирском уезде такие церкви были в Печёнкине, Седяше и Русском Сарсе. В Стерлитамакском уезде Христорождественских церквей было ещё меньше: в Васильевке и в Привольном. Столько же в Белебеевском уезде – в Костееве и Юмашеве. Столько же в Златоустовском, это – Рухтино (старообрядческая) и Юрюзань.
И наконец, одна Христорождественская церковь была в Мензелинском уезде – в Александровской Слободе.
Ещё интереснее картина с Богоявленскими храмами. В Стерлитамакском уезде их два: в Богоявленском и Максимовке. В Бирском и в Мензелинском уезде – по одной, соответственно, в сёлах Бияваш и Круглое Поле.
Любопытно, что часть вышеперечисленных сёл ушла в соседние области. Большинство из упомянутых храмов были варварски уничтожены в советское время, и в большинстве случаев – до основания. Таким образом, на территории оставшейся части Уфимской губернии в первозданном виде сохранилась лишь одна Христорождественская церковь в сёле Березовке, что в районе Уфимского аэропорта.
В сёлах Ахлыстине (ныне Кушнаренковский район), Печёнкине (ныне Бирский район) и Рухтине (ныне Дуванский район) храмы во имя Рождества Христова стоят и по сей день обезглавлены и изувечены. И наконец: в Полянском (ныне Бедеева Поляна Благовещенского района), Подлубове (ныне Кармаскалинского района) и в Юмашеве (ныне Чекмагушевского района) опамятовшимся народом в наши дни построены новые одноимённые церкви на местах полностью снесённых. Богоявленские же храмы уничтожены везде и полностью, ни один из них не возрождён, ни один из них не будет отмечать престольный праздник 19 января, все они напрочь забыты. А ведь за Рождеством всегда следует Крещение, иногда эти события разделяют годы и даже десятилетия, а иногда 12 дней. Впрочем, правды ради скажем, что изувеченный первый ярус Богоявленской церкви села Богоявленского (переименовано в посёлок Красноусольский) встроен в административное здание, и пока безо всякой надежды на возрождение. Вот такую печальную картину потерь ХХ века развернул ваш слуга читателям в эти святочные дни.