Все новости
Мнение
24 Декабря 2020, 09:00

Как уфимский дом сдали кавказскому кукушону

Фото предоставлено автором.
Фото предоставлено автором.
Павел Егоров
Историк Уфы
Уфимский памятник истории и архитектуры — Дом Сырцовых — находится в средней части Казанской улицы в лицевой строчке домов. Здание двухэтажное с каменным первым этажом и деревянным вторым. Нынешний адрес: улица Октябрьской революции, 32.
Хотя усадьба существовала с начала XVIII века, первое упоминание о владельцах появилось лишь в однодневной переписи 1879 года: участком в квартале № 61 владел в то время Василий Кулагин. По однодневной переписи 1886 года владелец усадебного места тот же.
По Раскладочной ведомости налогов на 1897 год хозяином изучаемого участка уже стал крестьянин Антон Петрович Сырцов. Впервые перечислены находившиеся там здания: деревянный дом, флигель, службы, крытые деревом, и баня. Всё недвижимое имущество усадьбы оценивалось на тот год в 600 рублей.
О Сырцовых известно немного. Согласно Уральскому Торгово-промышленному календарю на 1899 год, в разделе «Мукомольные мельницы» упомянут Сырцов Антон Петрович. По справочнику «Вся Россия» за 1902 год: Сырцев А.П. и Стуколкин Ф.С. имеют Лесопильный завод на берегу реки Белой (мы видим, что фамилия написана через «е»: Сырцев, что говорит о том, что пятая буква была безударной, а ударение падало на «ы»: Сырцов).
По Справочным книгам Уфы в 1904, 1908 и в 1911 годах домовладение сие числится всё за тем же Сырцевым Антоном Петровичем. Причём в 1904 году его фамилия снова написана через «е», и он снова назван крестьянином. По той же Справочной книге Уфы за 1911 год Сырцов Антон Петрович имел в Никольском поселке совместно с С.З. Орловым лесопильный завод на нынешней Цыганской поляне, по адресу: Уфа, Никольский посёлок, 8.
По сведениям на 1912 год (по Списку лиц, имеющих право участия в выборах городских гласных) хозяин тот же – Сырцов Антон Петрович, стоимость недвижимого имущества на участке изменилась – оценивается в 3272 рубля, то есть в шесть раз больше, чем за 15 лет до этого, сие говорит о том, что именно за этот промежуток времени и был воздвигнут настоящий дом-особняк.
Сохранились прекрасные интерьеры, говорящие о неплохих вкусах Сырцова: резные дверные полотна с резными накладками, лепные потолки во всех квартирах, лестница с балясинами.

Но главное украшение особняка – великолепная резная веранда западного фасада на чугунных столбах, единственная в своём роде не только на Казанской улице, но и во всём городе.

По универсальному справочнику «Вся Россия» за 1912 год в разделе «Лесопильные заводы» есть: «Т-во «Вардасанидзе К. и Сырцов Ант. Петр.», адрес: Уфа, Никольский пос. «Ант. Петр.» — это явно наш хозяин усадьбы, других Сырцовых с такими инициалами в Уфе не было.

В 1912 году из Адрес-календаря Уфимской губернии, в списке промышленных заведений узнаём, что Лесопильно-мукомольный завод находится в Уфе также в Никольском посёлке, но принадлежит уже дочери нашего героя – Екатерине Антоновне Чуватиной и Степану Захаровичу Орлову, рабочих в сём заводе 32 человека. Его стоимость, согласно «Списку выборщиков» – 11891 рублей, это в три раза больше, чем усадьба на Казанской. В Адрес-календарях за 1913, 1914, 1915, 1916 повторены те же сведения.
По Окладным книгам налогов с недвижимого имущества за 1916–1918 годы владельцем усадьбы на Казанской является с 5 августа 1913 года Пелагея Ермолаевна Сырцова. Очевидно, это вдова умершего к тому времени Антона Петровича. Дома на усадьбе оцениваются также в 3272 рубля. Около 1925 года в отношении хозяев карандашом здесь же сделана приписка карандашом: ныне Вардасанидзе и Чуватин. Как мы предполагаем из записей выше, Чуватин являлся зятем покойного А.П. Сырцова, ибо его дочь – Чуватина Екатерина Антоновна.

Любопытно, что по муниципализации начала 1920-х годов на усадьбе ничего не национализировано. С чего бы это?
Во Всероссийской городской переписи 1923 года Пелагея Ермолаевна не упоминается (очевидно, умерла), а усадьба принадлежит дочери хозяев – Чуватиной Елене Антоновне и К. Вардасанидзе, который, как мы помним, являлся компаньоном её отца по лесопильным заводам. Ну завод заводом, но с чего это он залез с ногами в городской особняк? По Всесоюзной переписи населения 1926 года усадьба также во владении Чуватиной Е.А. и Вардасанидзе. Проживают на усадьбе всего 23 души, это девять семей.
Константин Дарьялович Вардасанидзе, этот пригретый русскими купцами «кукушон», который чувствовал себя всё вольготнее в «гнезде» Сырцовых и отвоёвывал себе всё большую часть их собственности, становится весьма преуспевающим нэпманом. Есть целое архитектурное дело от 1925 года, где советские власти разрешают ему построить рядом во дворе усадьбы за главным домом, в сторону оврага каменную масловарку. Он целеустремлённо добивается своего. К сожалению, мы не можем проследить дальнейших действий этого типа. Архивные дела по этой части на 1930-е годы отсутствуют. Впрочем, таких пригретых в те годы было пол-России…
Год муниципализации усадьбы неизвестен, в настоящее время квартиры в особняке принадлежат разным лицам. Сырцовых никто не помнит.
* * *
Настоящее здание входит в Охранную зону улицы Октябрьской революции (Казанской).

Особняк Сырцовых был выявлен как здание-памятник истории и архитектуры в 1992 году вашим покорным слугой, работником НПЦ по охране памятников истории и культуры, включен в перечень выявленных объектов культурного наследия и подготовлен к постановке на государственную охрану.
Автор:Егоров Павел
Читайте нас: