Все новости
Мнение
3 Ноября 2020, 11:00

Как в Башкирии жарят Яндекс-новости

Фото Дарьи Святохиной.
Фото Дарьи Святохиной.
Эмиль Мусин
Журналист
Не убоявшись закона о фейках, некоторые СМИ сообщили, что 20 октября мэра Уфы Ульфата Мустафина отправили спецбортом в Москву. Инфа сразу вышла в топ яндекс-новостей. Остальные СМИ начали хором рейрайтировать эту весть (переставлять слова), чтобы яндекс-агрегатор не заблокировал сайты за плагиат (воровство). Успевшие откусили от пирога просмотров, разместили рекламу, а значит, отбили деньги перед рекламодателями.
Рерайтом я-новостей на сайтах занимаются закреплённые сотрудники. Их обучили вцепляться в текстуру ресурсов-лидеров и переформатировать инфу, чтобы добрать читаемости. Потому что только единая система яндекс-новостей может обеспечить десятки тысяч просмотров.
Мне попасть в российский топ удалось лишь пять-шесть раз с эксклюзивными новостями про ящур и преступную кассиршу Хайруллину. Просмотры зашкаливали. Увы, только такое интересует массового читателя Башкирии, а не открытие, например, нового завода. Ещё читают про скандалы, изнасилования и жуть. Потом мою новость перелицевали за полчаса другие сайты, и она (первоисточник) слетела вниз. Мне жутко не нравится эта роботизированная система быстрой жарки. Знаете почему? Потому что спустя несколько дней было неясно, увозили ли мэра Уфы в Москву спецрейсом. То есть на фоне информационного голода факт продан, являясь официально не подтверждённым.
Умные редактора вставили в заголовки этой новости слова «якобы отправлен спецбортом». Однако ни МЧС, ни Минздрав эту информацию не подтвердили. А в мэрии сообщили, что собираются опровергать новость о спецборте для градоначальника. А дальше пошли круги на воде в соцсетях и танцы с бубнами по поводу того – летал ли в Москву заболевший управленец. Появились спекуляции защитников «угнетенного» народа, которому недоступны спецрейсы. Акцент умышленный. В МЧС вам подтвердят, что спецбортами перевозили немало экстренных больных, пострадавших в ДТП, детей с ожогами, которые не являлись богачами и чиновниками. Просто при коронавирусе никаких самолетов не напасешься. Надеюсь, что ныне покойный Ульфат Мансурович не видел этой виртуальной вакханалии.
Я бы не взял эту инфу в интернет-агрегацию. Она лишь подогрела озлобленность, не несла никакой утилитарной пользы. В ней сделан упор на составляющую социального протеста. Возможно, это нужно для Башкирии, которую не раз называли байской, но с подтвержденными фактами на руках. Корреспондент, давший эту информацию, сослался на свой источник. Однако, если бы был суд, а «источник» заявил, что он не источник, портал бы отштрафовали.
А знаете, что самое интересное? Если бы Ульфат Мустафин скончался не в Москве, судья мог обязать опровергнуть факт, изложенный в СМИ, но лишь потому, что оно не смогло его подтвердить. Ведомства могут принять обет молчания, а бортовой журнал не попал бы в зал суда. О болезни пациента ни врачи, ни кто-либо еще имеют право не говорить. Все. Аминь.
Помните ситуацию с Тимашевским кладбищем, которое якобы готовили под умерших от ковида. На суде представитель мэрии заявил, что сообщил эту информацию средству массовой информации неофициально, и портал оштрафовали. Вот как бывает. Без бумажки ты букашка. То есть если факт не заверил подписью чиновник, то это уже не факт?
Сегодня серьезные журналисты работают в кислотной среде, ступая по минам. Мы все вместе виноваты, что фейков стало много, однако на самом деле плодят их не СМИ. До СМИ легко добраться, затюкать претензиями, судами. Небылицы рисуют легионы хамоватых интернет-писак, авторы всяких групп, пабликов в соцсетях, а бьют, в основном, официальные издания. Ведь орду фейкеров не вычерпаешь.
Писать беспристрастно о деятельности «зурначальников» нужно. Это под силу опытным охотникам за горным медом. Там наверху — только злые пчёлы и нет союзников. Мед принесешь, а потом тебя выпорют у подножья горы и оставят без штанов или с самой вершины отправят в пустыню без куска хлеба. Еще и поэтому я сочувствую журналистам, выдающим наскоро прожаренные бифштексы с кровушкой.
Говорят, в Башкирии стала модной формула «наезд-откат». То есть работники негосударственных СМИ якобы обещают различным организациям и ведомствам не публиковать компромат за деньги или рекламные контракты. Шантаж, но это тоже экзамен. Верхолаз добыл горный мед и предлагает купить его пчелам. Если в улье порядок, то бояться нечего, пусть публикуют. Но пчелы начали чаще и грамотнее кусать через юристов.
В этой связи важна бесперебойная работа пресс-служб и спецов по связям с общественностью. Они должны, ни много ни мало, руководить имиджем компаний и ведомств, если надо, настойчиво добиваться от боссов соблюдения тактической линии. Иначе репутацию целых коллективов просто вываляют в грязи.
Для начала некоторым работникам пресс-служб надо научиться хотя бы отвечать на вопросы журналистов, говорить, мол, начальник занемог, может быть, его повезут в Москву, и это не преступление, но пока он лечится здесь.
Пляски с бубнами, спекуляции будут. Но картина хотя бы станет более-менее ясной. Но если собрался за горным медом, помни о кнуте у подножья и о чувствах человека, о котором пишешь.
Автор:Мусин Эмиль
Читайте нас: