Все новости
Мнение
18 Августа 2020, 08:00

Специалист рассказал о фотоделе в Башкирии и о секретах хороших снимков

Фото автора.
Фото автора.
Эмиль Мусин
Журналист
Сегодня каждый, кто имеет смартфон, ощущает себя фотографом-профессионалом.
Хотя ещё полвека назад человек, способный сделать качественную фотографию, считался почти кудесником. Таким был и остаётся фотограф Хамит Нагаев. Его снимки хранятся в семейных фотоальбомах многих туймазинцев.
Интерес к фотографии у Хамита Нагаева пробудился в 50-х, когда он учился в школе села Атняш Караидельского района на берегу красавицы Юрюзани.
Однажды мальчик напросился в домашнюю лабораторию к односельчанину и там впервые увидел, как на мокрой бумаге под красным светом появляются луг и река. Школьник буквально испытал потрясение. И без долгих колебаний записался в школьный фотокружок, одновременно начав копить деньги на свой первый фотоаппарат «Смена». В армию парень пошёл уже с немалым багажом знаний по фотоделу. Там и освоил более сложную «зеркалку».
– Техника совершенствовалась, и я постоянно старался учиться, – рассказывает он. – Любые новации, будь то переход на цветное, а позднее – цифровое фото стремился освоить в числе первых.
После службы в армии Нагаев отправился в Среднюю Азию. Там он устроился электриком в одну из организаций, женился, окончил строительный техникум и был назначен начальником техотдела в строительное управление города Наманган. К тому времени он был счастливым обладателем двух чемоданов фотоаппаратов и горы всевозможного оборудования, часть которого смастерил своими руками.
В конце 60-х годов Хамита Федоровича пригласили на работу в туймазинский филиал стройуправления «Башмежколхозстрой». К 1974 году он вырос до главного инженера. Однако мечта заниматься фотоделом не давала покоя. Тогда и начал Нагаев обходить стройплощадки, цеха, образовательные и культурные заведения Туймазинского района, заявив о себе, как о настоящем мастере фотосъёмки.
– В то время среди фотографов не было жёсткой конкуренции, – говорит Хамит Фёдорович. – Жили дружным сообществом, учились друг у друга, делились дефицитными реактивами, оборудованием.
В 1979 году меня на конкурсной основе приняли фотографом на завод химического машиностроения, где я создал свою первую лабораторию. Большую часть оборудования для меня изготовили заводчане. Как-то раз я вставил в фотоаппарат новую светочувствительную кинопленку А2 и провёл репортажную съёмку мероприятия в движении. Результат получился ошеломительным. Вскоре до этого додумались и другие фотографы. И на московскую фабрику «Свема», где выпускалась эта плёнка, потянулись караваны ходоков. Правда, дальше проходной их не пускали. Но мне удалось связаться с заместителем директора предприятия, который предложил бартер: мы им вентили, которые выпускал наш завод, они нам – два контейнера фотоплёнки. Правдами и неправдами я уговорил директора химмаша на этот обмен. После этого паломничество фотографов началось уже ко мне (смеётся). Старался не жадничать, делился, в том числе и спецлитературой. У меня тогда уже накопилось немало самоучителей и пособий по рецептуре фотопроявки.
В начале 80-х, когда стало внедряться цветное фото, Нагаев работал уже на Туймазинском заводе медстекла. Там он создал лабораторию по технологии так называемого 42-го процесса, которую ввели в оборот мировые лидеры фотоиндустрии. В основе технологии – поддержание постоянной температуры растворов при проявлении негативов и фотографий. Нагаев по вырезкам из газет и журналов создал систему нагревателей, методом проб и ошибок освоил новый процесс проявки. Когда для строительства печей на завод приехали немцы, они побывали и в лаборатории. И были приятно удивлены качеством фотографий.
В конце 80-х в Туймазах начали появляться первые цифровые фотоаппараты. Стоили они, как хороший автомобиль и технически были далеки от совершенства. Один из них – «Никон» приобрёл и завод медстекла. Поглядеть на него приходили фотографы со всего города, а Хамит Федорович до последнего был верен аналоговым фотоаппаратам. Но затем и он начал осваивать «цифровики» и компьютерную «Винду». Многие фотографы не последовали его примеру и буквально выпали из обоймы. Того, к чему они привыкли, первые цифровики не могли дать, и было печально наблюдать, как исчезала отечественная индустрия по производству реактивов, фотооборудования. Дорогие «Зениты» ради развлечения разбирали на улице дети.
– В 2000-х цифровая техника стала гораздо совершеннее, – говорит он. – Однако я вижу, что многие свадебные фотографы рассчитывают только на автоматику, а потому снимают на «троечку». Это большое заблуждение. У них нет представления о композиции, выдержке, диафрагме. Репортажным фото (без постановки – в движении) владеют единицы. А ведь мгновения уже не вернёшь, и событие не повторишь. Поэтому рекомендую начинающим сразу учиться снимать в ручном режиме, регулировать скорость срабатывания затвора камеры, искать удачные ракурсы.
Нагаев говорит, что все секреты фотоискусства и управления бизнесом передал своей дочери Наиле и снохе Ляйсан. Но и сам продолжает работать вместе с ними. Ведь порой без совета маэстро им бывает не обойтись.
Автор:Мусин Эмиль
Читайте нас: