Все новости
Мнение
14 Августа 2020, 11:50

За что в Башкирии платят деньги учителям

Фото Дарьи Святохиной.
Фото Дарьи Святохиной.
Ляля Латыпова
Журналист
— Мама, если бы я не ходил к репетиторам, то не сдал бы экзамены выше минимальных баллов, — признался моей родственнице пару лет назад её сын, который в школе учился на четыре и пять. — Особенно физику. Там в конце были задачи, которые я решал только на республиканской олимпиаде. В школе мы такое не решали. И по математике было задание, которое на уроке мы «прогнали» только раз, на факультативе...
За ЕГЭ по физике парень получил 88 баллов, по профильной математике — 84. У репетиторов он занимался три года. Мать выложила за дополнительные занятия, которые вылились в кругленькую сумму. Судите сами: подав на получение налогового вычета по затратам на дополнительное обучение ребёнка, она за три года получила возврат 25 тысяч рублей.
— Но это того стоило, — говорит родственница. — Сын поступил в тот вуз, который хотел.
К репетиторам ходили дети и многих других моих знакомых. Правда, у них результаты были поскромнее. Но в одном выпускники едины: ни русский язык, ни биологию, ни общество без дополнительных походов к педагогам они бы не сдали на хорошие баллы.
— Не знаю, как в прошлые годы, но в этом году на дистанционке учителя нас практически не готовили к ЕГЭ, — грустно призналась выпускница нынешнего года. — От этого мы нервничали ещё больше: мало того, что выпускных вечеров лишились, так ещё до последнего были «подвешены в воздухе» в плане экзаменов.
«Охоту» на хорошего репетитора родители школьников начинают за два года до сдачи ЕГЭ. Их контакты, словно драгоценность, передаются из рук в руки. Чаще всего это предметники с огромным стажем работы в школе: отпахав на ниве образования по 30-50 лет, они профессионально «натаскивают» детей на сдачу экзаменов. Есть среди репетиторов учителя, ещё работающие в школах. Неудивительно, что когда в этом году объявили, что в Башкирии школьным наставникам «стобалльников» выплатят солидное денежное вознаграждение, многие выразили недоумение: «А за что платить? За то, что родители многих «высокобалльников» вложили деньги в дополнительное обучение своих детей?»
Есть ещё нюансы. Во-первых, сам факт получения 100 балов за ЕГЭ не означает, что ученик хорошо обучен предмету. То, с какой скоростью первокурсники «вылетают» из вузов после первого-второго семестров несмотря на большое старание в учёбе — тому подтверждение. Во-вторых, в экзаменационных заданиях часто бывают задачи, которым учителя на школьных уроках в силу нехватки часов, не могут уделять должного количества внимания. В-третьих, наверное, в обиде могут остаться те педагоги, чьи ученики набрали чуть меньше баллов, например, 97-99.
С тем, что учителям нужно платить большую зарплату, вряд ли кто поспорит. Большинство из них очень добросовестно пашут. Работа у них такая, что порой врагу не пожелаешь: наглые дети, требовательные родители, куча бумаг и тетрадей, которыми нужно заниматься допоздна. Дистанционка в этом году — отдельный квест, вымотавший километры нервов.
Поэтому замечательно, что хоть кто-то из них получит денег чуть больше. Возможно, этот проект в последующие годы охватит и другие категории учителей. Но хорошо бы либо ещё раз пересмотреть школьную программу в соответствии с требованиями ЕГЭ, либо жёстко не допускать в выпускных задачах те, что не изучались плотно в рамках школьной программы.
Пока же обучение в школе и сдача ЕГЭ часто напоминают две параллельные прямые, которые, как известно, не пересекаются. И поступают в вузы чаще всего те, чьи родители смогли выделить кругленькую сумму из семейного бюджета на дополнительные занятия перед едиными экзаменами.
Автор:Ляля Латыпова
Читайте нас: