В ведомствах, бизнес-кругах, сфере образования стали раздаваться призывы расширить и чуть ли не перевести многие сферы жизни на удаленную работу. Жители Башкирии неоднозначно восприняли такие предложения. Поэтому я в течение недели проводил в соцсетях опрос о плюсах и минусах удаленки.
Рассматривал в основном мнения бизнесменов, преподавателей, студентов и матерей учеников третьих-пятых классов (им досталось больше всего, но об этом позже).
Почти все опрашиваемые назвали очевидные плюсы: нет трат на дорогу, питание, стирку и подготовку одежды, расходы на макияж, прическу, духи (женщины).
Предприниматели сообщили, что оторванность от коллектива повлияла на качество принятых решений, нестабильная связь — на сроки выполнения заданий, отправку, получение результатов. Снизилось количество возможных заказов, которые можно выполнить, сидя дома.
Однако выяснилось, что немало бизнесменов давно исповедуют удаленку (согласования, расчеты, обсуждения с клиентами во время пандемии шло у них в обычном режиме). Другое дело, что заказчика или сомнительного исполнителя порой надо прощупать лично, осмотреть конкретные плоды его труда, например, коттедж. В этом плане удаленщики быстрее находили друг с другом общий язык. Пришлось на ходу учиться работать по интернету, а он не везде идеален.
Бизнесмены, прошедшие огонь и воду в 90-е, с трудом, но адаптировались, молодые лишь расширили дистанционный арсенал своих возможностей.
Однако с сайтами компаний у многих возникали проблемы. Их также удаленно приходилось решать с айтишниками, а это тоже довольно непросто, и некоторые предприниматели организовывали интернет-конференции с несколькими спецами, в графике которых не осталось «окон».
Лучше стал владеть всевозможными электронными способами работы персонал. Однако почти все бизнесмены отметили, что он стал халтурить и выполнять меньший объем работ. А как ты проверишь, играет ли Филипп Евлампиевич в танки или смотрит эротические фильмы, сказав перед этим, что клиент не отзывается. А время-то бежит, сроки на горло наступают. С другой стороны, некоторые удаленщики заметили, что объем работ связан с общим пандемическим спадом, падением спроса.
Преподаватели как колледжей, так и вузов дружно сказали, что удаленка — сплошной минус.
— Хирургию невозможно преподавать студентам удаленно, — поделился хирург из Уфы Евгений Ионис.
— Если рисунок (графику) можно, то живопись — никак, — уверена художница и преподаватель Екатерина Матецкая.
Я с ней согласен, потому что, учась в художественной школе, покупая акварельные краски у одного производителя, я с товарищами не раз убеждался, что они разного цвета. Цветовая гамма — очень тонкое дело. Лепка, скульптура — там надо руками показывать на куске пластилина или глины.
— Химию на пальцах не объяснишь, например, как смешивать реактивы. Семестр — коту под хвост. Пусть даже не думают продлять удаленку в таком шоковом, сыром варианте. Это полная профанация учебы.
— А как юному сварщику покажешь шов «восьмерку», угол наклона электрода? Там даже звук сварочного аппарата меняется, если неправильно держишь электрод.
Огромный минус для всех проявился в плюсе лишних килограммов веса. Чтобы от них избавиться, надо прикладывать титанические усилия.
И, наконец, мамы учащихся с первого по пятый класс просто вопиют!
— Это жесть и треш. Мои сыновья стали психованными, у них ухудшилось зрение. Сутками — мерцающий экран. Мне приходилось убивать на дистанционные уроки с малышами по 15 часов, заставляя мужа готовить. А результат нулевой, — написала одна мама. — У меня ухудшилось здоровье.
Смысл в учителе для малыша — в личном контакте, воспитании. Отдельный привет создателям всяких «гениальных» заданий для пятиклашек. Мы с мужем, имея высшее образование, не смогли их правильно решить. Утром приходили на работу с красными глазами.
Семьям, где четыре-пять человек, часами приходилось дожидаться планшета или ноутбука. Не каждая семья может себе позволить пять компьютеров.
— Если честно, удаленка расхолаживает, не сдали нормально ни одного практикума, ни одной лабораторной. Полный отстой.
Сильные, но стеснительные, теряющиеся на экзаменационных комиссиях студенты, напротив довольны.
Удаленка в каждом высветила все слабые и сильные стороны: оперативность, социализация, встроенность в общество, неумение концентрировать свои мысли в печатном виде, скорость мышления и принятия решений, а главное, способность к быстрой концентрации на выполнении задач. Но сегодня многим ясно, что радостно переводить образовательную сферу (40 процентов всего учебного процесса), как пишут некоторые аналитики и чиновники, на удаленку категорически нельзя. Особенно малышей. Понятно, что зурначальники хотят сэкономить на всем — от школьных обедов, автобусных рейсов, до реконструкции школ и спортзалов. Но будет только хуже.