Офисы Яндекс.Такси тихо открылись в городах Башкирии. Количество местных таксофирм, например, в Туймазах сократилось с 14 до 6. Некоторые местные таксисты вступили в информационную и конкурентную войну с гигантом. Сначала по «сарафанному радио», потом ввели аналогичные интернет-сервисы. И, наконец, занялись отправкой ложных вызовов. Скидываются, берут несколько симок и в час пик шлют заказы в Я-такси, причем в медвежьи углы. Ведь количество клиентов у них снизилось на 30-40 процентов.
Башкирия подошла к монополизации такси-перевозок посредством интернет-сервиса. Компания MLU B.V. (Яндекс.Такси) в стадии покупки программного обеспечения и колл-центров группы компаний «Везет». Сейчас сделку изучает антимонопольный комитет.
Теперь немало заказов выполняется без участия диспетчера, поездки подешевели. Это на время отсрочило разорение или поглощение местных таксофирм. Надолго ли?
Всё на руку гиганту. Ввели интернет-вызовы? Отлично. Я-такси купит фирму уже с упакованной клиентской интернет-базой. Так уже было.
Первыми под натиском торговых сетей пали местные магазинчики, далее — таксофирмы, следующие в очереди — парикмахерские. Их задавит японский дешёвый метод стрижки чио чио. Процесс уже начался. Я видел один «чумачечий» бизнес-план. Местным парикмахерским станет еще труднее, но их владельцы об этом пока не догадываются.
Клиент-пенсионер начал ощущать возможные последствия монополизации, заказав поездку в Я-такси за пределы города. Она дороже, чем у местных таксофирм. Он едет дешевле по городу на Я-такси, а для езды в соседний поселок вызывает местную машину. Золотое время. Но капиталисту нужен весь рынок.
Мы все любим антимонопольный комитет из-за дружных скачков цен на бензин. А если оператор останется один? Или формально вывесок будет много, а цены начнет устанавливать один старый лысый человек в Европе. Как? Начнет повышать стоимость оплаты таксистом вызова и задерет цену для клиентов. Сегодня одному оператору на западе Башкирии водитель отдает за вызов семь рублей, другому — 23, заработок за час — 150-200 рублей. Повторюсь, если останется один бессмертный??? По-другому ведь у нас получается редко. Последствия — в ютубе: работа по 20 часов за рулем, засыпание прямо на трассе, аварии, хамство, допуск к перевозкам бывших уголовников, иностранцев, потенциально больных опасными инфекционными болезнями. Местному владельцу диспетчерской можно хотя бы вымотать нервы. А что ты сделаешь с системой, интернет-агрегатором? Люди отправляют жалобы, получают ответы от админов, о том, что вашу просьбу проверили, начисляют скидки и бонусы лояльности клиентам? «Нехорошим» водителям — штрафные баллы. Но послушайте: в 2010 году прокурор Туймазов выявил и лишил автомобильных прав 144(!) наркомана. Город маленький и люди рассказывали, что многие опийные наркоманы подрабатывали извозом в таксофирмах. На что нам надеяться? Что все эти бедолаги умерли? К слову, тогда еще не было Яндекс.Такси в Башкирии. Но как «удаленный контроль», который практикуют агрегаторы, может определить, в каком состоянии человек садится за руль? У него есть дорогая лаборатория с реактивами, которая может выявить наличие в крови всего спектра наркотиков? Есть полномочия?
Мы опять встряли в размытую юридическую ответственность за здоровье клиента. Друг из Москвы рассказал случай на днях. Водитель на машине с красивым логотипом признался: «Это не мой мащин, а брата Саида. Он сейчас спит. Я Буранжон, у мине прав нэт». Он же заметил, что за рулём стало очень много азиатов, не знающих мегаполисы. В городах Башкирии следов Буранжона пока нет. Но ведь всё может измениться, если выдавить местных.
— Надо начать штрафовать владельцев интернет-агрегаторов на 10 процентов с оборота за каждого водителя-гастарбайтера, хама-уголовника, работавшего по 20 часов без сна, человека с глубокого похмелья, — говорит предприниматель из Москвы Олег Борисов. —Признать фирмы, использующие агрегатор, работодателем со всеми вытекающими последствиями. Они предоставляют (оказывают) услугу, которая должна быть безопасной для клиента. Пока обслуживание клиентов далеко от идеала.
Сегодня сложно вникнуть в поле юридической ответственности за состояние машины и водителя любой диспетчерской службы.
Представители Я-такси сообщили в СМИ, что водители группы компаний «Везет» смогут перейти на единую технологическую платформу, на которой уже работают партнеры Я-такси и Uber. Это ускорит распространение технологий безопасности: удалённого предрейсового осмотра, идентификацию водителя по фото и голосу, мониторинг его скорости и внимания, снижение переработок и т. д. Очень красивые планы.
Но сегодня, хотелось бы, чтобы Антимонопольный комитет Башкирии тщательно перепроверил и оценил рынок такси Башкирии, обеспечил конкурентную борьбу на рынке. Это безмолвная просьба всех пешеходов.