Все новости
Мнение
11 Февраля 2020, 06:00

Героем Башкирии стал убийца педофила?

Рисунок Раиля Латыпова.
Рисунок Раиля Латыпова.
Эмиль Мусин
Журналист
Итак, 33-летний, нетрезвый, ранее судимый Владимир Санкин откликнулся на призыв подростка, сообщившего о развратных действиях 54-летнего уфимца.

Мужчина отправился к обидчику Зайцеву, который, якобы с топором в руке развращал дома второго подростка. Завязалась драка, после которой более старший уфимец умер в больнице. Возбуждено два уголовных дела по развратным действиям и побоям, которые привели к смерти. Примерно так описали ситуацию СМИ. Виктора назвали героем, и в настоящее время в его защиту подписали петицию более 20 тысяч человек. Дело стало резонансным.

Давайте коснемся немного не моральной, а юридической стороны.

54-летний фигурант скончался. Я очень надеюсь, что следователи найдут мальчиков, и дело на педофила Зайцева не будет быстро прекращено, без выяснения мельчайших нюансов. Ведь именно от них будет зависеть наказание Санкина.

Народ в соцсетях уже «разобрался». Эмоциональный выплеск нашел отдушину в виде одобрения самосуда. Общественный запрос на быстрое и жестокое наказание — все-таки тревожный сигнал. Потому что следком Башкирии подтвердил, что только в Туймазинском районе за последних полтора года осуждены пять (!) педофилов.

Я подержал в руках немало копий дел о превышении необходимой самообороны, убийствах по неосторожности. Казалось бы, при очевидных обстоятельствах суд отправлял на нары не агрессора, а защищавшегося. Все дело в адекватности ответа.

Банальная ирония из соцсетей: «Лезут с ножом, ответь ножом, с палкой – возьми палку», не имеет ничего общего с законом. Есть обычные люди, которые могут убить голыми руками человека с палкой. На самом деле все очень туманно. Непонятно,

держал ли Зайцев в руках топор во время драки с Владимиром. Это ключевой момент в спасении подростка от насильника. Умерщвление полуспившегося уголовника на шестом десятке лет крепким мужчиной суд может квалифицировать жестко.

Вы сильно удивитесь, если факт развращения детей может быть не доказан, а Владимир сядет за смертельные побои человека, отсидевшего за педофилию? Я — нет. Потому что есть де-юро (юридически) и де-факто — истина, которую надо

доставать в великих трудах адвокату. Истина всегда изначально уступает процессуалу. Поэтому юристы очень неохотно берутся за такие дела.

Через несколько дней, когда улеглись страсти, на поверхность вышла уже другая информация, опубликованная сайтом ufa1.ru: «По данным собственного источника, на момент совершения преступления Владимир Санкин был пьян. Он мог

неправильно понять ситуацию, а пострадавших мальчиков могло не быть вообще. Либо они были, но пострадали не настолько, как он рассказывает». Потом в СМИ появился «послужной» список преступлений Санкина.

Чувствуете, как меняется градус и ситуация в целом? Это шестирукий де-юро расправляет крылья, достает линзы, пинцетики, углубляется в экспертизу, свидетельские показания. А де-факто пока неуверенно озирается в поисках свидетелей побоища. Если Владимир отправится отбывать реальный тюремный срок, пользователи соцсетей закричат о «жестоком» правосудии, а не о ценности любой жизни. Голос противников самосуда слышен слабо. Но речь не о благородном поступке автомеханика, а о его горячности.

Седовласый адвокат как-то сказал мне, что де-юро часто имеет мало общего с жизненной справедливостью. Но без него жизнь превратится в хаос. Порой вместо истины в приговоре остаются лишь подтвержденные обстоятельства.

К чему это все? Каждому подростку, особенно занимающемуся единоборствами, надо объяснять нормы гражданского ареста. Нападают? Или беги, или сделай несколько останавливающих движений, ударов, скрути. Не превращай агрессора в

месиво. Сообщили о беззаконии, преступнике? Немедленно звони в полицию.

Сегодня даже ложное сообщение фиксируется, а потом проверяется. Поступи так Санкин, возможно, он сейчас фигурировал бы в качестве свидетеля, а не стал бы убийцей, пусть даже такого чудовища.

На этом фоне осталось незамеченным недавнее нападение толпы болельщиков из Средней Азии на единоборцев клуба «Витязь». Их били стульями, безнаказанно наносили легкие травмы, оскорбляли, но ни один из спортсменов не пустил в ход

свои смертоносные навыки. Боец смешанного стиля уровня мастера спорта – это машина, способная в течение 25 минут молниеносно ломать кости и рвать связки нетренированным людям. Именно с этих позиций рассматривал бы самозащиту

спортсменов суд, а родственники агрессоров взыскивали с них компенсации.

Геройство, к сожалению, часто безумство. Могли бы остаться лежать возле ринга пять-шесть покалеченных болельщиков? Вполне. Но настоящее мужское хладнокровие победило.

Говорят, на героях нет пятен, но их поиском уже активно занялись все, кому не лень. Пятна, тона, полутона. Что дальше? Для таких ситуаций и изобретен суд присяжных. Он сводит в рукопожатии де-юро и де-факто. На этих 12 стульях могли

бы сидеть все мы.
Автор:Мусин Эмиль
Читайте нас: