Вот тут недавно обсуждали ситуацию с загрязнением воды в Уфе. «Это фейкньюс, наверное», говорю я товарищу. «Какой фигнюс?», переспросил он. Пойди разбери, где правда, а где свистёж. Одни утверждают, что произошла чуть ли не экологическая катастрофа. Другие склонны видеть в этом заговор компаний по продаже бутилированной воды — чтобы под страхом стать козленочком не пили воду из-под крана. И ведь действует — покупаем.
С собачками стерлитамакскими тоже нехорошо вышло. Было? Или не было? А, может, все-таки было? Если не убивали щенков, то почему они умерли? И почему одновременно?
Узнаем теперь уже вряд ли — те, кто первыми забили тревогу, сейчас словно воды в рот набрали. Очень мутная история.
В этом плане показательна еще одна история — со студентом, который пожаловался на плохой ремонт (или его отсутствие) в общежитии. Жалоба дошла до верхов, от ректора потребовали срочно исправить ситуацию. А потом оказалось, что с ремонтом якобы все было нормально.
А может, на самом деле было иначе? Ремонта все-таки не было. Студенту «надавали по башке» и в срочном порядке направили в общежитие десант рабочих. Чтобы к утру все побелили, отштукатурили, покрасили и т.д. И вот уже готова картинка, которую не стыдно показать руководителю региона.
Это я фантазирую, конечно. Не буду клеветать на уважаемый вуз и его руководство, да и сам студент теперь явно признает, что был не прав. Но скажите, возможно такое в принципе? Еще как возможно.
Представьте себе: вы — руководитель крупного образовательного учреждения. И какой-то прыщ имеет наглость устроить вам такую подставу, что вам делает замечание сам руководитель республики. Под вами зашаталось кресло, вы в ярости. И делаете все, чтобы спасти себя, свою должность и свою конскую зарплату. А студента-прыща — давить, отчислить, морально уничтожить. Это еще и профилактика — чтобы другим студентам неповадно было.
Повторюсь: это снова все моя фантазия. У нас такого не было и быть не может. А если и бывает, то «не в нашем районе», как говорил товарищ Саахов.
Трудно все-таки плыть неискушенному потребителю информации в информационном море. На него льются потоки новостей, ураганы сведений и штормы слухов, где все труднее отличить правду от лжи. А вот этот вот термин — фейкньюс — вообще очень удобен. Вот смотрите: любое нехорошее событие утаить сейчас невозможно, о нем мгновенно становится всем известно. Вот и придумали обзывать негатив «фейкньюсом». Слово иностранное, звучит как диагноз. И звучит очень убедительно.