— На выпуск книги и празднование юбилея объединения нам нужно 50 тысяч рублей, — с места в карьер обозначила суть своего визита дама элегантного возраста, которая пришла на приём к депутату — по совместительству большому начальнику.
В первую секунду я ушам своим не поверила. Потому что такой дикий был контраст с сутью просьбы предыдущей посетительницы! Той требовалась помощь её покалеченному ребёнку. Вспомнилась поговорка «У кого суп жидкий, у кого жемчуг мелкий».
Понятно, когда меценаты, крупные руководители помогают вырасти талантливым детям, спонсируя их спортивные сборы, поездки на выставки, соревнования. Ясно, что очень важно поддерживать ребят, добившихся выдающихся результатов или стремительно приближающихся к вершинам. Как, например, в Туймазинском районе, где уже несколько лет ярких спортсменов администрация поощряет не только грамотами, но и денежными премиями. Или когда крупные предприниматели Башкирии вкладываются в отдельные виды спорта, чтобы они стали массовыми, в культурные и просветительские мероприятия — для профилактики преступности среди несовершеннолетних.
Но попрошайничать на публикацию книги, которую при лучшем раскладе прочтёт от силы полсотни-сотня человек, и те — по долгу службы? Не понимают, что графоманство должно оплачиваться из своего кармана? Не осознают, что помощь им может отобрать деньги у того, кому она нужна по жизненным показаниям?
Не спорю, есть издания, которые очень полезны для развития общества. Те же краеведческие изыскания, архивные, документальные сборники — это не только сохранение памяти, но и вклад в патриотическое воспитание. Случаются замечательные стихи, пьесы, песни из народа. Но чаще всего плоды литературных упражнений таковы, что должны публиковаться не за счёт сбора денег «с миру по нитке». Если книга вдруг окажется хорошей — её выпуск из кармана автора окупится. А коли нет — отобьёт охоту любому, кто умеет складывать буквы в слова, даровать свои ценные мысли и эмоции публике.
К сожалению, такая вот затянувшаяся инфантильность встречается достаточно часто в самых разных сферах жизни.
— Ты мне предлагаешь работать продавщицей за 15 тысяч рублей? — на днях возмутилась безработная мама двоих уже подросших пацанов, которая одевает их в одежду отпрысков своих приятельниц. Знакомый предприниматель открыл маленький продуктовый магазин и, желая оказать поддержку, в первую очередь предложил работу этой женщине. — Лучше бы продуктами нам помог, — оскорблённо поджала губы она.
Для неё это привычный порядок вещей. Приятельницы подкидывают ей что-то из съестного, общественная организация — хозяйственно-бытовые принадлежности. Её же вклад в жизнь детей ограничивается причитаниями на тему «ваш папа — животное» и «государство ненавидит своих граждан».
Подобные попрошайки не платят налоги или платят их по минимуму, а затрат на образование, медицину, хорошие дороги и коммуналку требуют по максимуму. Такая вот незамутнённость, которая «не понимает», откуда деньги берутся в бюджете.
Не спорю, есть экстренные ситуации, когда человеку нужна помощь со стороны. И в больших объёмах. Именно для них у людей находятся резервы сочувствия, милосердия и денежной поддержки. Беда в том, что те, кто перманентно и по своей воле сидит в яме, не желая шевелиться, очень часто забивают эфир и не дают пробиться голосам тех, кто действительно нуждается в экстренной подмоге.