Все новости
Мнение
11 Марта 2019, 10:10

Травля в школах Башкирии: жертвы и дети, и учителя

Фото Васили Саитовой.
Фото Васили Саитовой.
Эмиль Мусин
Журналист
Я столкнулся с буллингом в шесть лет в Средней Азии, где мальчишки набегали на нас с соседних дворов. Пожаловался старшему брату, и он с друзьями совершил примирение с помощью подзатыльников. Интернационально и эффективно.
Второй раз — в Москве, куда я приехал загорелый.
— А где твой ишак, эй, чурка? — принялись за меня теперь уже московские ребята.
Я так выругался, что началась свалка прямо возле школы. Зачем откладывать неизбежное? Заработал синяки, но не раскололся перед родителями.
Переехал в Башкирию и произошло то же самое, но я уже вымахал и отбился. Сопливая стая меня не трогала, но нашла жертву в виде крупного, нескладного второгодника Сергея. Нападать на него не решались — зашибет. Использовали провоцирующий буллинг. В конце концов он бросил железный стул в обидчика, которого увезли зашивать в больницу. Бабушку вынудили перевести Сережу в другую школу, родителей у мальчика не было.
И слова такого не было — «буллинг», а травля была, но с ней боролись сами учителя старой школы. Сегодня преобладает в основном тип учителя «ЕГЭшник-репетитор». Кстати, так и пишут в объявлениях.
В армии буллинг был удобной для офицеров системой управления, где старослужащих назначали сержантами и те гоняли молодёжь.
Первое время мне приходилось драться. Потом «дети гор» устали смазывать лица зелёнкой и начали со мной дружить. Терпеть и быть битым или драться и быть битым все время службы (учебы)? Второе имеет долгосрочный эффект и меняет качество жизни. Почему бы это не объяснить своим детям?
Одному парню доставалось сильно, пока в разных углах казармы днем и ночью не начал раздаваться ор. Это обидчиков настигали его внезапные удары табуретками по голове и железной ручкой от швабры по ногам. «Стучать» — позор. Поэтому он сам остановил травлю по их же правилам.
Во многих полках СССР не было буллинга (дедовщина — порождение тюрем). А в дальнейшем в ходе военной реформы ее остановили за два года. Количество травм и насильственных смертей в Российской армии сократилось на 87 процентов в 2015 году, сейчас их число — на уровне статпогрешности, потому что командиры подразделений, допустившие это, отправляются под суд, к тому же служат одногодки, а контрактники живут отдельно.
Во многих школах Башкирии мало что изменилось с 80-х годов прошлого века: те же статусные наглые мажорики, равнодушные учителя. Некоторые педагоги считают предотвращение травли не своим делом. Другие говорят: «Они не бьют детей на моих глазах». Еще добавился кибербуллинг.
Не верю, что в школах ЭТО нельзя остановить так же, как в армии.
Пост одной уфимки в соцсетях набрал тысячи просмотров. Она подробно расписала, как вступила в схватку за свою дочь со школьной администрацией и даже родительским комитетом. Сделала скрины оскорбительных комментариев в соцсетях, написала заявление директору. В случае непринятия мер следующее заявление направила бы в муниципалитет, который контролирует отдел образования. Родители агрессоров сначала не воспринимали это всерьез, пока не замаячили перспектива постановки их любимых деток на внутришкольный учет, вызов в комиссию по делам несовершеннолетних, штрафы и суд. А ведь вначале эту принципиальную маму директор попросил перевести ребенка в другую школу. Здесь зарыт момент истины. Часть родителей так и поступают, умножая зло.
«Именно учителя могут препятствовать травле, либо игнорировать или поддерживать её, упорядочивая детскую агрессию и делая ситуацию безопасной для себя», — сказал Радий Хабиров на недавнем молодёжном форуме. И был прав.
Игнор травли, которую всегда можно определить, бьет бумерангом по самим учителям. Сегодня издеваются над одноклассником, а завтра — над ними. Это переход безнаказанного буллинга ко второй стадии, когда травят учителей, не только ученики, но и их родители. Недавно Туймазинский суд рассмотрел дело о травле педагога в соцсетях... матерью ученика. Она пыталась представить учительницу женщиной легкого поведения и разместила в сети ее телефон. Преподавая, не раз видел, как на педагогов давили родители. Особенно доставалось учителям, чьи предметы не отражались в аттестате.
Перед уфимкой и ее дочерью извинились. Травля прекратилась, директора школы не сняли с должности, потому что все было сделано вовремя — методично и настойчиво. В комментариях под постом оказалось, что многие родители прошли через это и добились справедливости. Им тоже говорили, мол, не надо поднимать шум, но они пошли до конца.
Все механизмы пресечения травли есть. Можно, конечно, наплодить новые нормативные акты по буллингу. Но смысла в них нет. Он есть только в ежедневной беседе со своими детьми. Заметив мрачную тень на лице сына или дочери, надо сразу спрашивать: «Никто не обижает в школе?» Если даже отпрыск не сознаётся, нужно бросать все и бежать в школу разбираться. Пока не стало слишком поздно.
Автор:Мусин Эмиль
Читайте нас: