Завтра у этнографов — неофициальный профессиональный праздник. Профессия всё ещё актуальная, ведь и современникам интересно, как живут и обитают другие народы.
На мой взгляд, сегодня никуда национальная идентичность не делась, просто трансформируется в более удобный для восприятия вид. Нужно лишь, чтобы в людях появился нужный «разъём» для передачи соответствующей информации. Эти разъёмы достаточно успешно формируют те, кто представляет национальное искусство. Вроде занимаются люди для своего удовольствия, а делают большое дело — вдохновляют и объединяют людей.
В связи с этим вспомнила недавний ажиотаж в социальных сетях.
— Мурашки по коже! Мёртвого поднимут этот ритм и танцоры! — такие комментарии оставляли люди разных национальностей и возраста под роликом. На видео — народный танец грузинского ансамбля в современной интерпретации. Были, конечно, и критические высказывания. Но они, скорее, касались незначительных нюансов в костюмах и антураже выступления. Но в основном люди восхищались танцем. Никому и в голову не пришло вспоминать о том, что «мы с этим государством не дружим». Наверное, потому, что красота понятна всем, несмотря на то, что её каноны у всех народов разные.
Жаль только, что в Башкирии культурой других народов восхищаются, а свою многие не слишком-то и ценят. Мол, ну пляшут башкиры свои танцы и играют свои мелодии, эка невидаль... Это при том, что исполнительский уровень многих музыкантов, танцоров давно оценили на международном уровне.
Взять того же кураиста Роберта Юлдашева. В разных уголках мира и даже нашей страны не знали бы, что из себя представляет башкирская мелодия. Теперь знают. Благодаря этому музыканту и его группе. Или уфимское шоу барабанщиков «Сплеш». Барабаны не являются национальным инструментом башкир. Но парни во время своих выступлений всё равно умудряются захватить зал буйным темпераментом башкирского народа, да так, что и в Перми, и в далёком Тайбэе, народ просто пищит от восторга. А у нас про них почти тишина.
Более того, иной раз попытки отдельных граждан изучать свою историю, традиции, публично восхититься ими, некоторые товарищи называют национализмом. Мол, ну и что, что ты башкир, зачем об этом говоришь? Нельзя что ли молчать? И нечего обсуждать вопрос изучения своего языка, не надо высовываться!
На мой взгляд, это отголоски воспитания, полученного при социалистическом строе: «Кто не с нами, тот против нас», — сказал как-то во время встречи с читателями один из авторов монографии «История башкирских родов» Салават Хамидуллин, который уже много лет занимается этнографическими исследованиями. — Только с этим вряд ли нужно бороться. Надо просто методично доводить до людей исторические факты и документы, демонстрировать всю красоту и многообразие башкирского народа. Мы, например, рассказывая об истории происхождения родов, не занимаемся миссионерством и не «вербуем в башкиры» всех подряд. Наша задача, как историков и журналистов, — дать людям информацию. Чем больше её, достоверной конечно, тем больше вероятность того, что человек заинтересуется своей историей и культурой. Кстати, интерес к прошлому своей семьи возникает у многих. И они порой не жалеют на это времени и средств.
Потому что чувствуют сердцем: в век глобализации, когда нас превращают в обезличенную толпу потребителей массовой культуры, очень важно знать, кто ты на самом деле.