Все новости
Мнение
26 Апреля 2018, 09:00

В Башкирии можно победить наглого начальника

Фото Олега Яровикова.
Фото Олега Яровикова.
Ляля Латыпова
Журналист
— Пиши, что согласна с тем, что тебе уберут две надбавки в связи с уменьшением фронта работ. Ты же ещё пенсию получаешь, на жизнь хватит. Иначе придётся уволиться, — неуважительно «тыкая», прессовала начальница высококлассного специалиста с 40-летним стажем. Объём работы у той не уменьшился, даже возрос, поскольку напарница была в декрете и выходить оттуда не собиралась. То есть замены опытному работнику не имелось. Да и сфера деятельности была такова, что непрофессионал или недобросовестный кадр запросто мог «подставить» эту же жадную начальницу. Так что пенсионерка вполне могла отказаться подписывать документ, ухудшающий её финансовое положение. Никуда бы наглая шефиня не делась, платила бы по-прежнему. Потому как работал человек отменно, а уволить по статье такой кадр непросто. Но инерционный страх заставил женщину подчиниться и только плакать в уголочке.
К сожалению, именно такая безропотность становится причиной того, что некоторые работодатели сегодня «борзеют» не по дням, а по часам. Вот вчерашний рядовой работник, который ратовал за интересы трудового коллектива, приступил к руководству. А вот самое большее через год он вовсю «режет» зарплаты, хамит бывшим коллегам, в общем, творит, что душа пожелает, чтобы выписать себе побольше премий. Люди же молчат.
28 апреля — Всемирный день охраны труда. В связи с этой датой, как правило, больше предают огласке сведения о несчастных случаях на производстве, в том числе — с тяжёлым и смертельным исходом. Там тоже не всё благополучно. Только с 16 по 20 апреля, по данным Госинспекции труда в РБ, в регионе зарегистрировано пять таких случаев. Да, в этом направлении работать нужно много. Но очень жаль, что такая важная проблема, как невозможность привести в чувство некоторых работодателей, незнание своих прав работниками, поднимается крайне редко. Наверное, потому, что разбираться в таких ситуациях нужно долго, обстоятельно, порой, муторно. Ведь обнаглевшие начальники редко сдаются без боя. Однако случаи успешных действий коллектива всё-таки есть.
К примеру, в одном из районов республики руководитель предприятия был дисквалифицирован на положенный по закону срок за то, что не выплатил своему работнику вовремя зарплату. Причём, не просто не выплатил, а агрессивно отбивался от законных требований. После истечения срока дисквалификации он оказался не востребован: система не принимает обратно тех, кто явно опозорился и может вновь создать проблемы.
С другим руководителем, который в своём подчинении имел более трёх тысяч человек, судилась техничка. Он ей сначала задержал зарплату, а за её протест незаконно уволил. Женщина и суд выиграла, и на работе восстановилась. Трудится по сей день. Начальник гнобить не осмеливается: никому не охота таскаться по судам и быть на слуху у людей.
Третий, крайне запущенный, случай потребовал усилий всего коллектива. Сначала редкие обоснованные жалобы отдельных работников на финансовые репрессии в сочетании с некомпетентностью руководителя в различные инстанции не очень воспринимались всерьёз. К тому же не слишком подкованные в трудовом законодательстве люди быстро падали духом и оказывались ни с чем. Но поскольку работодатель продолжал наглеть, коллектив окреп в сражении с ним и в конце концов «выдавил», как инородное тело. Правда, теперь приходится терпеть его анонимки и сплетни, распространяемые «бывшим» в различных кабинетах. Однако это мелочи по сравнению с прежней токсичной атмосферой и нищетой коллектива.
— Из этой схватки я сделал несколько выводов, — рассказывает одна из работниц. — Немалое значение в борьбе за свои права имеет гендерный момент. Если наглый начальник — мужчина, а ты — женщина, не очень разумно жаловаться на него вышестоящему мужчине. Лучше идти к женщине. Потому что в нашем обществе, увы, по умолчанию мужчина умнее и прав у него больше. Жалуется подчинённая на мужчину-начальника? Значит, глупая, истеричная, ленивая. Если наглый начальник — женщина, вот тогда лучше идти к мужчине. Больше шансов, что он вдумчиво вникнет в создавшийся конфликт и разберётся по существу. Потому что в нём включится профессионал, вопросы пола отойдут на второй план.
А шанс на справедливость вышестоящей женщины-начальницы при жалобе на женщину есть лишь в случае, если по возрасту вы более близки. Если же она и обидчица — ровесницы, особенно если они — почти пенсионного возраста, понимания и стремления навести порядок не жди.
Да, бывают иные варианты. Но на то они и исключения, что встречаются редко. Ещё момент: никаких эмоций во время противостояния, только аккуратный сбор фактов, свидетельствующих о вашей правоте. Иначе тебя же постараются выставить неадекватом.
Эти выводы, конечно, касаются трудовых конфликтов, где работодатель действует исподтишка и аккуратно обходит законы. Для приведения в чувство более наглых товарищей эффективнее обращаться в прокуратуру и Гострудинспекцию. Они действуют чётко, жёстко и без заигрывания с нарушителями. К слову, благодаря вмешательству Гострудинспекции и её тесному взаимодействию с органами Следственного комитета, прокуратуры в нашей республике свыше восьми тысяч работников в первом квартале текущего года получили 91,3 миллиона рублей своевременно не выплаченных им сумм.
Автор:Ляля Латыпова
Читайте нас: