Айдарик, узнав, что на классном часе надо будет рассказать про дедушек и бабушек, подпрыгнул от счастья — да, ему много есть что рассказать, вот только еще ни разу не доводилось. Не представлялся случай. А ведь его дедушка своего рода знаменитость, он участвовал в двух парадах, один из которых — Победы!
Было это два года назад, когда еще не все листья облетели и даже кое-где просвечивала зелень травы. В середине октября дедушке позвонили на домашний телефон. Он взял трубку, поднес к уху и через несколько секунд выпрямился по струнке и сказал: «Слушаюсь!» Было видно, что сообщили ему нечто важное, и он гордится оказанной ему честью.
С этого дня дедушка стал часто пропадать сутками, приходить весь измазанный чем-то черным, усталый, но довольный. Говорил, что обхаживает своего красавца, наводит лоск и блеск. «Чтобы все рты пооткрывали» — усмехался он, наливая в пиалу чаю. Бабушка ему утром всегда один термос с супом давала, а теперь два, да еще и пирожков всегда.
И вот бабушка гладит его выходной, коричневого рубчика, костюм, дает букет гвоздик и дедушка, поднимая меня на плечи, идет на парад! Только я остаюсь на тротуаре, а он в самом центре, по проспекту мчится во главе стройной красивой колонны. Музыка играет, кругом цветы и важные дядьки в пальто, но без кепок! Было очень здорово. Айдарчик потом взахлеб ребятне во дворе рассказывал, какой его дедушка герой.
А парад Победы случился через несколько месяцев, когда уже зажурчали ручьи и почки, наплевав на ночные заморозки, начали вылезать нагло на ветвях березки под окном. Только дед не надевал свой костюм, а пошел в рабочей одежде, промасленной и рваной. Зато улыбка его была намного шире, и бежал он на этот парад намного бодрее, совсем позабыв про прострелы в спине. Они победили злого своего врага, не окончательно, но откинули на долгое время, и он еще не скоро их, и самого Айдарчика, потревожит.
Дедушка работает на тракторе, чистит дворы. Первый парад был показательный, 400 единиц техники проехали по проспекту. Правда, потом они все равно лажанулись, снегом завалило пол Уфы, люди топорами себе прокладывали дорогу на тротуарах среди смерзшегося снега, но об этом дедушка Айдарчику не рассказывал, вполне справедливо перекладывая часть вины на менеджмент. Да и в победе неслабо помогли силы союзников — дождя и солнца, без них бы еще долго пришлось все разгребать.
И в этом году, и в прошлом парады уже не проводились. И вряд ли еще будут, люди помнят, чем все это обернулось. Но Айдарчик стоял у доски, пунцовея от гордости и смущения, а дедушка плакал, сидя за первой партой. Нет, не от стыда, как вы могли бы подумать, а от того что он все силы свои приложил и даже немного больше. Просто этого мало для настоящей победы, одних только его сил.