Когда я учился в первом классе, на уроке рисования нам дали задание: изобразить празднование столетия Октябрьской революции. Тогда, в 1985 году, эта дата казалась совсем уж далеким будущим. Но при этом не было никаких сомнений, что 7 ноября по-прежнему останется не просто красным днем календаря, а главным праздником страны и, наверняка, всего мира. Я нарисовал праздничную демонстрацию, на которую прилетели даже инопланетяне. Еще бы — ведь в далеком 2017 году мы уже освоили межгалактические трассы, а идеи коммунизма проникли во все уголки Вселенной.
Но вдруг случилось неожиданное. Горбачев объявил гласность. На телевидение вернулся КВН, появилась передача «Взгляд», и кухонные анекдоты можно стало рассказывать с экрана. Чего стоит одна только шутка «Партия, дай порулить!» Как-то стремительно все произошло — к 1991 году все, накопленное за 73 года, смыло и снесло.
И даже оправившись от советского прошлого, многие до сих пор считали, что это Сталин был плохой, а Ленин — хороший. Помню, как все в буквальном смысле шарахались от тетеньки, которой угораздило носить фамилию Каплан. Женщина испуганно оправдывалась перед коллегами: «Да вы что! Я очень люблю и уважаю Ленина!»
Но шло время, и мы узнали, что и Ленин был тиран, а революцию он, оказывается, устроил на немецкие деньги и по немецкому же заданию. Практически каждый день мы узнавали что-то новое и уже ничему не удивлялись. Но мог ли кто-нибудь тогда предугадать, какое удивительное время нас ждет в столетнюю годовщину Октября? Мы одновременно чтим Ленина, Сталина, Николая Второго и Ивана Грозного — в общем, всех, кого только можно. Некоторые даже чтут тех, кого нельзя. Мы читаем Виктора Суворова, а потом — Владимира Карпова и возникает вопрос «А где правда?» Визит инопланетян казался тогда более вероятным, чем все это, мягко говоря, разнообразие, наблюдаемое сегодня. А единственно верно на все исторические вопросы ответил Ярослав Гашек: «Пусть было, как было, — ведь как-нибудь да было! Никогда так не было, чтобы никак не было».
***В 1961 году в Уфе снесли памятник Сталину, который стоял по соседству с оперным театром. Никто тогда не возражал. И не потому, что культ личности был развенчан на официальном уровне, а потому что настрадались. А представляете, если бы такой вот памятник, сохранись он до наших дней, вздумали снести сейчас? Капец, че было бы. Да и музей Сталина, к слову, никогда не бывавшего в Башкирии, появился в нашем городе уже в нулевые. Был я там ради любопытства — это просто фан-клуб, в котором спорят старички. И пусть себе спорят, может, доберутся до истины.