Завтра отмечается один из главных мусульманских праздников — Курбан-байрам. В нашей республике этот день объявлен выходным. Не только верующие, но и потоки тех, кто не слишком набожен в повседневной жизни, потянутся в мечети на праздничное богослужение, после которого, как правило, следует обряд жертвоприношения. В момент всеобщего поедания плова из мяса жертвенного барана большинство преисполнены благодушия и незлых мыслей. Увы, за пределами молельных заведений многих добрые мысли и чувства покидают до следующего праздника.
Ведь сегодня слово «толерантность» в нашем обществе почти что ругательное. Потому что его в основном применяют в ситуациях, обрисовывающих интимные отношения людей. А ведь толерантность в переводе с латинского языка означает «терпение», «принятие». То есть это терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Почем у нас так легко согласились его считать неприличным? Не может же быть, чтобы истинное значение слова было неведомо большому количеству людей? Скорее всего, потому что граждане наши агрессивно-нетерпимы ко всему, что отличается от них самих. Им проще наложить негласный запрет на слово «толерантность». Нет слова — нет и необходимости быть терпимым.
Возможно, это отголоски советской эпохи, когда всем гражданам требовалось мыслить и чувствовать в русле одной идеологии. Может, наследие многочисленных войн на территории страны, когда от врагов получалось отбиваться ценой огромных людских потерь: если бы люди без сомнений не кидались на амбразуры, а начали бы размышлять о целесообразности подобных действий, это стало бы, наверное, катастрофой.
Времена изменились. Но нравы — вряд ли. И сегодня человек, отличающийся целями жизни, внешностью, бывает, как минимум, обруган. Максимум зависит от уровня воспитания.
Вот «лёгкие» варианты нетерпимости. Пожилая соседка каждый день поучает молодую маму, что «надо выходить на работу». Её отказ вызывает хлёсткое «бездельница». Приятели вплоть до драки ссорятся, доказывая, что полезнее собирать игрушечные машинки, а не марки.
Вариант потяжелее — ближе к фашизму. Руководитель, находясь в здравом уме и полной памяти, убеждён, что подчинённые его любят, и он для них — отец родной, поэтому все его идеи и относительно проведения досуга принимают на ура. Те, кто не принимают — враги, и должны быть уничтожены. Ещё «шедевральное» из социальных сетей: «Родителям с детьми надо принудительно запретить летать! Авиакомпании обязаны хотя бы отсаживать родителей с их отпрысками в отдельный, закрытый салон самолёта». От таких заявлений уже и до геноцида не так далеко.
Нет, толерантность не равносильна трусости и апатии. Подлец, обманом забирающий деньги стариков, всегда подлец. Злодей, охотящийся за малышами, всегда злодей. Но действиями таких граждан занимается закон. В других случаях хорошо бы осознать, что толерантность — прекрасное качество. Оно позволяет выслушать позицию другого человека, предоставить другим право жить в соответствии с собственным мировоззрением, не отказываясь от своих убеждений. Тот, кто осознал, что люди — не кусочки единого пазла, а индивидуальность, поймёт и красоту многообразного мира. И если что-то в его жизни повернётся в сторону, отличающуюся от его мировоззрения, примет это спокойно, и с достоинством продолжит свой земной путь.