Пару месяцев назад в Италии умерла последняя жительница планеты, родившаяся в XIX веке, — в 1899 году. Хотя не исключено, что живут еще на Земле люди постарше, но лишь возраст усопшей итальянки был верифицирован. Наверное, каждому было бы интересно узнать секрет долголетия, тем более что есть, у кого спросить. Сейчас в Башкирии проживают примерно 170 человек, возраст которых перевалил за столетнюю отметку. Однажды мне довелось пообщаться с двумя такими почтенными уфимцами. Одному было 100, другому — 104. Михаил Давыдович Соломонов родился в 1912 году. Работал кочегаром, помощником машиниста, служил во внутренних войсках МВД. В последние годы Соломонов работал сторожем. Я встретился с ним в 2012. Он был бодр, хотя и плохо слышал, обладал здравым умом и ясной памятью. Вообще, это очень здорово — общаться с такими людьми. Которые лично видели, лично слышали... А я спрашивал и спрашивал.
— Вы помните, когда умер Ленин?
— Конечно, помню, — ответил Михаил Давыдович. — 21 января 1924 года. Меня еще никто об этом не спрашивал.
— Очень интересно, — говорю, — откуда вы узнали и что почувствовали? Вам ведь всего 12 лет было тогда.
— Газеты читал, радио слушал, вот и узнал. Плакал, конечно. Я ведь из всех руководителей страны его больше всех уважал, а помню я многих, начиная с Николая II.
— Самое раннее Ваше воспоминание?
— Мать блины пекла. А тогда голод страшный был, да бандиты всюду орудовали. И вот открываются ставни, к нам в дом шайка врывается. То ли грабить, то ли убивать собрались. И вот она схватила одной рукой топор, а другой — укрывала меня. А под домом у нас ход был. Отец через него вышел тайком и побежал звать на помощь. Когда помощь подскочила, бандиты удрали на лошадях.
И, конечно же, я спросил его про секрет долголетия.
— А черт его знает! — ответил Соломонов и добавил: — Я никогда в жизни не курил. Ни одной затяжки. И пьянством не занимался, врачи говорят, это помогло. Раз в год могу сто граммов водки выпить, и все. Спортом не занимался и ем все подряд. Особенно люблю картошку и лук в подсолнечном масле. Завтракаю поздно, часов в 12.
Умер Михаил Давыдович год спустя, дожив до 101 года.
С Сабирьяном Багаутдиновичем Низамутдиновым мне довелось пообщаться в 2010 году, когда ему было 104 (умер он через месяц после нашей беседы). Аксакал тоже не смог объяснить секрет своего долголетия, предположив, что просто повезло. По странному совпадению Низамутдинов тоже работал на железной дороге и не занимался спортом. Но курил.
— Целых 30 лет, по пачке в день, а то и больше. От этого у меня рак губы развился. Мне даже операцию делали. Так что с сигаретой пришлось расстаться.
Вот поди и разгадай секрет. Если вам встретятся долгожители, спросите их. А вдруг расскажут?