Все новости
Мнение
15 Августа 2017, 11:59

«Снесем и построим заново»: как в Уфе повторяют московский урок

Фото Яндекс Панорамы.
Фото Яндекс Панорамы.
Игорь Савельев
Писатель
Несколько дней назад, когда эта новость появилась в СМИ и соцсетях, освещающих жизнь Уфы, горожане очень умилялись. То, что в журналистике называется социальным позитивом, било ключом. Хотя, на мой вкус, эта новость слишком напоминала шутку из записных книжек Ильи Ильфа, чтобы над ней не похихикать. «Построили горы для привлечения туристов», — написал когда-то классик, высмеивая ретивость каких-то местных властей (не подумайте, я вовсе не о проекте строительства музея-копии Шульган-таша рядом с настоящей пещерой). Так и тут. На главной улице Уфы, на «красной линии» начато строительство дома XIX века, снесенного 11 лет назад. Из-за каких-то бюрократических проволочек ведомствам пришлось проделать и вовсе странный кульбит, усиливающий градус абсурда. Где-то при многочисленных реформах и переоформлениях «Дом купцов Бушмариных» (до революции здание называлось именно так) выпал из официальных списков архитектурных памятников или не попал в их новые варианты. Так Управление по защите наследия внесло дом-призрак, отсутствующий в реальности с 2006 года, в этот перечень в июле 2017-го.

Оказалось, что восстановление особняка связано с таким шлейфом событий, что хватит на несколько статей-летописей. Нынешний победитель конкурса на проект восстановления здания добивался этого с 2012-го. Все фигуранты то судились в арбитраже, то признавали самостроем чей-то цветочный киоск на месте исторического дома, то сносили его... Но интонация неопределенности нападает на «летописцев», когда они упоминают о том, как и когда дом был снесен. Вернее, точные обстоятельства, мотивы, заказчики и исполнители уже забылись. Хотя, если поднять подшивки какой-нибудь «Вечерки» 11-летней давности, то, может быть, найдутся чьи-нибудь уверенные, авторитетные объяснения — зачем надо сносить запущенный, аварийный, но крепкий, не ветхий кирпичный дом. Я помню что-то похожее по Москве 2004-го и по «Москве в квадрате», как поэтесса Вера Инбер называла гостиницу «Москва» на Манежной площади у стен Кремля.
Было лето, я болтался в российской столице по каким-то делам, приехал погулять по Красной площади, как и подобает провинциалу, и даже вздрогнул, когда узнал за лесами да зелеными сетями знакомые по многочисленным газетам и теленовостям исполинские очертания. О судьбе легендарной «Москвы» тогда много писали (а передо мной она предстала уже в виде остова, весело разбиваемого отбойными молотками облепивших ее рабочих). В том числе — в подконтрольных Лужкову СМИ были сочувственные статьи, что жалко, конечно (и, главное, стены такие прочные, что отбойники ломаются!), но по-другому никак нельзя. Ну не может здание «Москвы» существовать дальше в сердце столицы. Все-таки придется построить заново его точную копию — с другими размерами комнат, коммуникациями, качеством материалов и т.д. и т.п. Сколько авторитетных, мудрых голосов тогда это разъясняло. Забавно, что сегодня это считается бредом собачьим. Никто даже не решится повторять. Все будто наваждение стряхнули. Снос «Москвы» и в прессе, и в специальной литературе называется не иначе как варварской акцией, замешанной, к тому же, на обмане (основные показатели состояния здания были занижены). При этом, кстати, сама копия «Москвы», новодел, который невооруженным глазом трудно отличить от оригинала, каким-то удивительным образом перестала восприниматься в городском пейзаже. Как-то не замечаешь, что ли... Сейчас это фешенебельный пятизвездочный отель. Оригинальная «Москва» была, по современным меркам, трехзвездочной и технически не могла достичь более высокого статуса. Терпеть огромный трехзвездочный отель на «нулевом километре России» (там торжественный знак, похожий на крышку люка, метрах в 50 от входа) слабонервные инвесторы не смогли. Кстати, как сообщил в 2009 году ВГТРК, при реконструкции «Москвы» было украдено в общей сложности 87 млн. долларов.
История уфимского Дома Бушмариных, конечно, не соотносима с «Москвой» по масштабу и драматизму, но что-то общее есть. Легкость представления о восстановлении памятника, что ли. В случае с «Москвой» основные фигуранты истории со сносом делали вод, что копия ничуть не хуже оригинала в каком-то базовом, символическом смысле. Мол, да какая разница?.. Не знаю, под каким соусом уфимский дом сносили в 2006-м, но строят копию тоже играючи. Некоторые СМИ даже сформулировали это так, парадно: в Уфе началась реставрация памятника архитектуры...
В нашей новейшей традиции — не только «легкость восстановления», но даже, скорее, «легкость обещания восстановить». То, что застройщики в Уфе (причем, всегда одни и те же застройщики) активно расправляются со всеми этими домами Бушмариных, Маториных, Кочкиных и т.д., — ни для кого не секрет и своего рода визитная карточка города. У нас в год — по нескольку таких резонансных сносов. Действуют нахально, нахрапом. Например, сносят полдома нелегально, торопливо орудуя экскаваторами, пока не прибудут сотрудники минкульта с полицией, а потом доказывают, что оставшаяся половина дома все равно не выстоит. И для верности возвращаются к ней под покровом ночи. Утром — уже и спасать нечего. Или (чуть более цивилизованный вариант) пускают в ход все средства, чтобы правдами-неправдами, хоть на время, исключить дом из реестра памятников. Каким-то образом добиваются такого решения от Челябинского арбитража, сносят уфимский дом первой же ночью (!) после вынесенного решения, ну а дальше — да, отменяйте по апелляции.
И всегда в этой истории фигурируют обещания. Мэрия ими легко удовлетворяется. Застройщик обещает, например, сохранить фасадную стену, вписать в свое новое здание. Потом — ах — стена-то упала, или вот-вот упадет. Тогда обещает построить копию этой стены... Ну, обычно где-то за третьим вариантом все обещания уже забываются, потому что это не нужно ни застройщику, ни мэрии.
Вариант со вписанным старым фасадом тоже, конечно, по-своему жутковатый: посмотрите на два здания, где это осуществилось, на административное в конце улицы Октябрьской революции, возле Монумента Дружбы, и (особенно) — на «Галерею ART». Помню, как лет 15 назад фасадные стены роскошных кирпичных купеческих особняков, оставленные для этого объекта, стояли, подпертые бревнами, как в какой-нибудь кинохронике из Сталинграда. Мрачное зрелище. Получившийся результат со стеклянно-гранитным кубом, облепленным кусками старых домов, тоже на любителя. Полагаю, архитекторы делали это нехотя, воспринимая обязанность «частично сохранить памятники» как никому на самом деле им там не нужную дань общественному мнению. Но когда обещания не выполняют, это тоже досадно. Прямо чувствуешь, как тебя, жителя Уфы, держат за идиота, которому можно пообещать, что угодно и думать, что назавтра он об этом забыл.
Так вот, было бы интересно составить список — кто и что обещал. Предметно, хотя бы вот прямо по газетам. Обещали сохранить исторический фасад? — а где тот фасад?.. И особо интересно было бы отследить решение о сносе дома купцов Бушмариных в 2006 году. Кто распорядился, кто исполнял? Чем обосновывали? Что обещали?.. Восстановление точной копии дома можно считать безоговорочным признанием, что была допущена ошибка. Вот и пожалуйста, виновные в ней пусть исправляют. В прессе назвали стоимость восстановления — почти 16 миллионов рублей. Вот это была бы настоящая «персональная ответственность».
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: