Все новости
Мнение
23 Июня 2017, 12:14

Безудержное веселье сабантуя

Фото Андрея Старостина.
Фото Андрея Старостина.
Артур Дмитриев
Журналист
Сабантуи уже не те, конечно, вырождаются на глазах. Таким образом, скоро на них состязания по шашкам станут самой трудной и опасной игрой, поверьте мне, видавшему сабантуи еще при Урале-батыре, вернувшемся пешком из Трои (помните, он там своего коня Одиссею подарил, а тот его нафаршировал людьми). Тогда все было по-настоящему, по-мужски — прошел весенний сев — гуляй, снимай стресс и усталость по-всякому, но без присмотра администрации, прилетающей на вертолетах.
Вся округа (Оренбургская область, Свердловская и Челябинская, Татария) собиралась тогда посмотреть на кураистов, открывавших каждый сабантуй битвой на своих кураях. Они надевали деревянные маски с прорезями и изо всех лупили друг друга по башке, пытаясь навсегда отбить слух у конкурентов на последующий сезон свадеб, начинающийся сразу после сабантуя. Потом эту идею сперли японцы.
Когда сейчас вижу, как дерутся на бревне подушками с пухом, мне становится смешно до икоты. В те времена мешки набивали ежами, облепленными чертополохом, натертым, в свою очередь, крапивой. И первое же попадание становилось победным, проигравший потом весь сабантуй ходил и чесался. Зрители его жалели и давали деньгу. От этого и пошло выражение «гастрольный чес», если вы не знали.
Дрессировщики медведей выходили на татами против дрессировщиков пчел и бились, лупя друг друга мокрыми скрученными полотенцами. Протокуреш, так сказать, тогда еще мужикам нельзя было вот так плотно обниматься, как сейчас. Урал-батыр насмотрелся всякого в Древней Греции и строго-настрого запрещал даже под видом борьбы, девки и так нервные ходили. Медведи и пчелы в это время делали ставки на своих дрессировщиков. Проигравший угощал выигравших медом — пчелы своим, медведи отнятым чуть раньше у пчел. И никто никогда так и не узнал, зачем дрессировали пчел и медведей, что они умели и зачем вообще идти в дрессировщики. Цирка-то тогда не было, вокруг один сплошной цирк. Как, впрочем, и сейчас.
Самым моим любимым действием, пожалуй, был танец девушек. Танец этот был жгучим сплавом ламбады, ча-ча-ча, танго и движений Джеки Чана под изрядной дозой медовухи. Любой мужчина, который хоть краем глаза видел этот танец, немедленно бросал все, включая пить, и хотел жениться. Я-то смотрел каждый год, и приходилось постоянно жениться. Поэтому стараюсь редко посещать сабантуи, годы уже не те. Хотя и танцы там сейчас тоже, как в детском садике, понимаешь – ручкой туда повела, ножку вот так выгнула — и все, никакой страсти, хоть на столб лезь. Что многие и делают на сегодняшних сабантуях.
Заканчивался праздник осенью, когда приходило время собирать урожай. Не у всех, конечно, а только у самых слабых духом и тельцем. Их просто выгоняли с сабантуя в поля криками «Иди, трудись, что здесь села?» Отсюда пошло выражение «труженики села», между прочим. Многие после сабантуя брали больничный до Нового года или до следующего сабантуя, потому что качественно отдыхать — большая работа и большая ответственность, а силы не безграничны. Урал-батыр по этому поводу говорил: «В понедельник я болею, во вторник открываю глаза, снег, работа, среда — пробки, работа, четверг — авария, солнце, желание жить, это пятница, Москва колбасится, по субботам мы валяемся в постели целый день, по воскресеньям я пишу отличные песни» — и опять уезжал куда-нибудь в Древнюю Грецию. Или на Кипр, смотря куда дешевле было или скидки там.
Автор:Дмитриев Артур
Читайте нас: