Все новости
Мнение
30 Марта 2017, 11:57

Теория и практика народной «Волны»

Фото Олега Яровикова.
Фото Олега Яровикова.
Нурия Мухаметдинова
Журналист
В выходные вместо антикоррупционного митинга моя беспокойная душа отправилась на семинар по городскому активизму. Три доклада о том, как организовать народный протест в рамках закона так, чтобы вас заметили.

Символично, что встреча прошла аккурат напротив Кировского ОВД. В зале собрались человек 30 разных городских фриков — экологи, представители оппозиционных партий и благотворительных фондов, защитники животных и архитектуры, организаторы приютов и я как феминистка. Накануне митинга в сквере «Волна» все разговоры так или иначе касались того, что же будет завтра. Делали прогнозы по численности, будут ли аресты и штрафы. К тому моменту при заявленных 500 участниках, в группах соцсетей набралось уже больше 2000 человек. Потому и вопросы к лекторам были тематические: как поступить, если ваш плакат не пропускает охрана, как вести себя при задержании, нужно ли иметь с собой паспорт.
Люди собрались, в основном, взрослые — средний возраст участников явно перевалил за 35, за плечами активистов защита архитектурного наследия, организация митингов за честные выборы и пр. Революцией не пахло. У большинства есть семьи и дети, стабильная работа. Собрались скорее консультанты и эксперты по городским активностям, нежели борцы на баррикадах. На слайдах чаще других появлялось морщинистое лицо Ганди как эталона ненасильственного сопротивления.
Для объединения народных масс вокруг проблемы рекомендовали проводить экскурсии, пикники, презентации исследований и лектории. Учили поэтапному ведению протеста и хитростям акции-дилеммы, рассказывали про особенности законодательства в других регионах, какие отписки чаще всего использует власть и как на них реагировать.
А на следующий день был один из самых массовых митингов по всей стране за последние годы. Символично название сквера, где прошел митинг на броневичке. «Волна» нет-нет, да и припомнит текст «Интернационала» или немецкий фильм о тоталитаризме. Протест тихонько кипит, и дубинушка народной войны уже покачивается из стороны в сторону. Уфимцам не нужно искать повод для возмущения: в этом году погода высветила все огрехи в работе коммунальщиков, а после пресс-конференций с представителями администрации пополняется только копилка мемов с цитатами слуг народа.
По классификации, озвученной на лекции, наше общество находится на стадии созревания условий — проблемы есть, они заметны, но сторонников активных действий мало.
Знаете, когда это перерастет в массовые волнения? После срабатывания триггера.
Кто или что это будет? Если вдруг под землю уйдет не пустой автомобиль, а с пассажирами, или из-за потопа не сможет проехать к месту происшествия карета скорой помощи, если под снегом погибнет человек или вскроются какие-нибудь неудобные документы, когда на митинге жестоко свинтят кого-то невиновного, популярного и симпатичного. И тогда ярость благородная вскипит, тем более, что растет новое поколение, которое уже успело себя проявить на антикоррупционном митинге.
Они горячи и не понимают, отчего все устроено так несправедливо. Школьники и студенты, которые не привыкли терпеть, их нельзя бить, потому что их не били родители. Они узнают обо всем из интернета и не воспринимают всерьез телевизионную риторику, подходящую для бабушек и дедушек. Действительно, цифры ошеломляют. 13 миллионов просмотров! Кто были эти люди? Те, кто снимал фильм, хотят думать, что это средний класс, но у меня есть подозрения, что хорошую долю составила та самая школота. Непонятно, хорошо это или плохо, но даже мой 10-летний сын в перерывах между роликами про «Майнкрафт» успел посмотреть фильм про Димона. И то, что эти дети видят на экранах своих планшетов и смартфонов, им явно не нравится. И у них уже есть к нам вопросы.
Автор:Мухаметдинова Нурия
Читайте нас: