Все новости
Мнение
15 Марта 2017, 09:01

Учись, мой сын. Науки сокращают…

Фото Андрея Старостина.
Фото Андрея Старостина.
Илья Макаров
Журналист
Завершается учебный год в школах.
Вы думаете, народ готовится к выпускному балу?
А вот и нет!
Народ готовится новому учебному году. Скажете, неправду говорю. А вот и нет!
Дочь Макаревича, возможно, и может свои полагающиеся к выпускному десятки или сотни тысяч пожертвовать в благотворительный фонд. Без всякой иронии и с полным уважением к девочке надо приветствовать это решение.
Но обычный наш народ готовит сегодня своих любимых чад к первому сентября. Копит деньги на учебу. Бесплатное образование у нас давно платное. Но и при платном попасть нынче в школу не так-то просто. Особенно в так называемую элитную. Почему-то (у меня есть свое объяснение, почему, но я не стану его приводить здесь) сегодня произошло расслоение наших школ на элитные и на так себе школы. Подавляющее большинство детворы учится именно в обычных учебных заведениях. Остальная, не такая уж толстая прослойка мальчиков и девочек, посещает занятия в элитных учебных заведениях, именуемых гимназиями и лицеями.
Простое и знакомое название «школа» исчезает. А ведь даже Александр Сергеевич Пушкин, который, как известно, учился в элитнейшем Царскосельском лицее, называл его школой: «В начале жизни школу помню я; Там нас, детей беспечных, было много; Неровная и резвая семья».
Как попасть в эту «неровную и резвую семью» современному пацану или девочке?
Знаете, что такое нынче устроить сына или дочь в первый класс престижной школы, то бишь гимназии, лицея? Это значит, целых два года водить его на подготовительные занятия, но один раз пропустить их по причине болезни ребенка. И это станет роковым. Ибо именно в этот день как раз и проведут тестирование, своего рода экзамен. Но вашего чада на этом экзамене не оказалось, а, значит, он не занимался вовсе подготовкой к учебе в этой столь желанной для родителей, столь вожделенной для их самолюбия и, чего уж там греха таить, для социального статуса школе.
И вот дитя, а на самом деле, родители вылетают из списка претендентов на право учиться в престижной школе.
И вот мама или папа, а чаще, оба, стоят перед директором в полупоклоне, доказывая, что их сын (дочка) аккуратно и постоянно посещал (посещала) подготовительные занятия. И как последний аргумент, вынимают из широких штанин бумагу о том, что ребенок прописан в близлежащем от школы доме и имеет полное право учиться. По праву, что называется, почвы, по праву регистрации.
А ничего подобного.
Директор (это может быть завуч) холодно замечает в ответ:
— Вы живёте в совершенно другом районе, а прописка ваша — фиктивная. Если не хотите судебного разбирательства, покиньте школу.
Совершенно излишне говорить про то, как ничтоже сумняшеся, без утайки, без стыда и совести, открыто, вполне легально принимается денежная мзда от родителей. Не ищите в этом коррупционную составляющую — это всего-навсего вступительный взнос.
Элитная школа нынче кусается. Она, как закрытый клуб, требует расходов. Причем, у этих расходов строго определенный уровень, ниже которого нельзя опускаться. Иначе двери захлопнутся. Сегодня вступительные десятки, а то и сотни тысяч, это как Отче наш — вынь да положь. А если ты принес, но меньше, чем требуется, тебя разворачивают так же, как это делают с тем, кто фиктивно прописал своего ребенка в районе нахождения школы.
Впрочем, говорят, что и при поступлении в обычную школу страсти кипят нешуточные. Там требования столь же строгие. Науки сокращают для их постижения уже на первой ступеньке. Невольно вспоминаются слова одной из высоких чиновниц одного федерального ведомства социально-гуманитарной направленности. Слова эти о том, что высшее образование не всем нужно, не всем на пользу, не все достойны.
У А.С. Пушкина в «Борисе Годунове» есть строки о пользе наук.
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни…
Сегодня эти строки можно прочитать несколько иначе: «Торопись, мой сын, науки сокращают».
Просто сокращают. Как таковые. Не всякому позволено их постичь.
Кому будет позволено, уже известно. Даже процент определен — по мнению социального чиновника, примерно, 65 процентов россиян не нуждаются в высшем образовании. Может, чиновники уже знают, сколько процентов граждан России нуждаются вообще в образовании.
Автор:Макаров Илья
Читайте нас: