В прошлый раз я
рассказал вам, как в нашей газете зарабатывал один из журналистов. Тогда вы спросили, а что же мы, остальные, не поступали также?
Ну, во-первых, у нас банально не было времени: оно уходило на написание тех самых социальных материалов. Это ведь только кажется, что написать статью на пять-шесть тысяч знаков (два-три листа А4) — проще простого. А на самом деле необходимо разобраться в вопросе (почитать об этом хотя бы в интернете), с людьми поговорить, набросать предварительную структуру статьи, расшифровать с диктофона реплики интервьюируемых, написать все это, да не просто так — а ладно и красиво и чтобы редактору понравилось. А не понравится ему — внесет он свои правки, будешь еще потом полдня переписывать и согласовывать.
И выходных у нас, молодых сотрудников, не было. Например, в пятницу прошло мероприятие в каком-нибудь республиканском ведомстве, а редактор тебе велит отдать материал в печать в понедельник — и его можно понять: информация-то устаревает. Когда же писать? Правильно — в субботу и в воскресенье. И все домашние дела отодвигаются: поездки в сад-огород, прогулки с семьей в городских парках, игры с детьми на свежем воздухе — во всем этом ты попросту не участвуешь. ТЕБЯ БУДТО НЕТ. Ты не существуешь. Ты — ничто. Ты — пустота.
Многие ли на это согласятся? На такую жизнь? Сомневаюсь.
Во-вторых… Недавно, находясь на вынужденном больничном, посмотрел по каналу «Культура» художественный фильм, который называется «Свое счастье». Фильм старый — 1979 года, но увидел я впервые. Снимаются там малоизвестные советские актеры, и фильм, если взглянуть с точки зрения современного зрителя, довольно таки скучный, но мне он чрезвычайно понравился.
В ленте рассказывается о нескольких днях журналиста Александра Резникова. Ему под 40, молодая жена и маленький сын требуют внимания. И однажды появился шанс поехать отдохнуть в Болгарию. Надо ли объяснять, что значит для жителя СССР поездка за границу?
Но для этого надобно заплатить в понедельник 200 рублей. Если ты, читатель, не родился и не рос в Советском Союзе, то тебе не понять, что такое 200 рублей в те годы. В конце 70-х — это примерно полуторамесячный оклад служащего. Т.е. большие, но не сказать, что громадные деньги. Достать можно.
Резников едет в редакцию (там ему должны выплатить гонорар), но заработанное обещают выплатить лишь во вторник.
«Ого! — подумал я тогда. — Неплохо, значит, жили советские журналисты, если этот тип за счет гонораров собирался выплатить требуемую сумму.»
В отчаянии главный герой заходит к соседу, молодому и толком нигде не работающему парню, чтобы одолжиться. Вместо этого Юра (так зовут соседа) предлагает журналисту завтра с утра поехать с ним в одно место и в конце дня получить эти деньги.
На следующий день они едут на старый пустырь, где стоит полуразрушенный деревянный дом. Резникову нужно лишь притвориться прорабом, который руководит работой на стройке, а Юра привлекает бульдозериста (заплатив тому 30 рублей) для снесения дома и студентов (заплатив им 70 рублей) для расчистки площадки.
Таким образом, выясняется, что Юра — это подрядчик, которого в свою очередь наняло строительно-монтажное управление для снесения дома. Он — трутень, обманщик, делец. После выполнения работы они едут в СМУ, докладывают о проделанном и получают на руки 600 рублей. Сто рублей уже заплачено бульдозеристу и студентам, Резникову и себе Юра выплачивает по 250. За неполный день работы.
Казалось бы, все должны быть довольны и счастливы. Но Резникова все время что-то гложет, не дает покоя. Ведь они обманули всех. Палец о палец не ударили, а получили такие деньги. В итоге он…
Ладно, не буду спойлерить, лучше сами найдите в Сети данную кинокартину и посмотрите. И многое поймете. И про то, где сейчас такие юры (на самом деле они никуда не исчезли). И про нашу жизнь. И про журналистов.
И почему мы не писали рекламу.