Все новости
Мнение
10 Января 2017, 11:33

Сжечь ведьму!

Фото Олега Яровикова.
Фото Олега Яровикова.
Игорь Савельев
Писатель
...И вот тут-то жителей Уфы прорвало. Десятки, если не сотни постов в соцсетях, сотни, если не тысячи комментов — всё в крайне взвинченном тоне — тому подтверждение. Всё это уже похоже на маленькую революцию. А ведь ещё неделю-полторы назад ничего не предвещало беды. Народ вполне добродушно готовился встречать Новый год, потом встречал Новый год, и даже критика новой «главной ёлки», переместившейся в уфимский амфитеатр на улице Заки Валиди (на самом деле, бездомной ёлки, потому что после изгнания с Советской площади она вот уж лет пять «слоняется» по случайным площадкам вроде сквера Маяковского), была, скорее, незлой. Ну, ветрище с реки, ну, неудачная горка. Народ спокойно отмечал и закусывал. Начавшийся в первых числах января снегопад поначалу даже радовал: настоящая рождественская погода, не какая-нибудь московская слякоть!.. Дальше всеобщее настроение стало портиться. В английской литературе сразу после войны образовалась целая группа писателей, за которой закрепилось название «Рассерженные молодые люди»: можно даже сказать, так назвало себя целое поколение. Вот и уфимцы к концу каникул оказались такими сплочёнными «рассерженными людьми» — молодыми, немолодыми... Если говорить о соцсетях, то, конечно, в основном, молодыми.
Пересказывать происходившее (и происходящее) в последние несколько дней я не буду, все, кто выходит из дома, видели это своими глазами. Заваленные по горло дворы, сугробы вместо машин. Испуганные ведомства запутались в том, сколько месячных норм осадков выпало на бедную Уфу за первую неделю 2017 года — все четыре или всё же полторы. Однако со стихией не спорят, а вот действия тех, кто должен усмирить эту стихию, всегда можно подвергнуть сомнению или, по крайней мере, обсудить... Как человек, в семье которого есть и машина, и детская коляска, могу свидетельствовать долго и вдохновлённо, но колонка не об этом. Она даже не о том, кого общество сразу и безапелляционно назначило виноватым. Тут-то не было никаких сюрпризов. Самым интересным, на мой взгляд, оказалось то, как городские власти и уфимцы, скажем так, не поняли друг друга. Если уж я привёл выше термин из литературоведения, то вверну и лингвистический: «коммуникационная катастрофа». Именно это мы наблюдаем последние несколько суток в публичном пространстве. Я слежу за этим с интересом исследователя.
Собственно, я не претендую здесь ни на какие лавры первооткрывателя. Все многочисленные подборки примеров уже сделаны. Например, популярная уфимская блогер Missis Fix (я бы назвал по имени, но это мистификация, до сих пор не раскрытая) собрала внушительную коллекцию принтскринов с сайта администрации города: кадров 40, достойно восхищения. В 90 процентах случаев это победные реляции на тему того, как бодро очищается город, тракторы день и ночь бороздят просторы Большого театра, спите спокойно, дорогие горожане. Обратите внимание — я не спорю, что такая работа коммунальщиками велась и ведётся. (Сейчас полтретьего ночи, и в дальних дворах, кажется, рокочет какой-то тракторный мотор.) Речь вообще не об этом. Составитель (-ница) подборки недвусмысленно объясняет авторам парадных пресс-релизов, что их тон вообще ни разу не совпал ни с настроением, ни с запросами горожан. Люди хотели услышать что-то, может быть, более «проблемное», что ли, если опять возвращаться к терминам литературы. Творцы официоза начали о чём-то догадываться слишком поздно, то ли 7, то ли 8 января, и смену их тона на более озабоченный никто уже не принял.
В сухом остатке, из уфимских «снежных» приключений (которые скоро забудут, как забыли, например, комариное лето) можно сделать вывод, лежащий чисто в области коммуникаций. Очень важно слышать запрос. А вот абсолютную убеждённость в своей правоте и даже такое, знаете ли, праведное возмущение («ка-ак, вы не понимаете!») лучше на время куда-то припрятать. Взаимоотношение власти и общества — всегда сложная игра в поддавки, игра на интонациях. Истина здесь не исчерпывающе важна, да и существует ли она — истина? Только эксперты могут понять, всё ли возможное сделала мэрия, чтобы убрать с дорог и из дворов снег. Если даже объём этого снега разнится в разных источниках аж в три раза, а сколько реально работало тракторов, где и когда, всё равно нельзя перепроверить. Истины, в этом смысле, нет. Есть умение объясниться. С этим у городских спикеров явные проблемы.
По состоянию на сегодня, 10 января, наметились две главные жертвы общественного гнева — глава администрации Уфы и пресс-секретарь горсовета (последнему «прилетело» от прессы и интернет-пользователей всего лишь за пост в фейсбуке, правда, абсолютно неуместный, мол, а что разнылись-то, лопату сами взяли — и алга), ну и десяток жертв поменьше. Что касается сити-менеджера, то «звоночек» он мог бы услышать пару месяцев назад. Тема карстовых провалов была предыдущим раздражителем Уфы, а многочисленные картинки на тему «Лады Калины», уплывшей в преисподнюю, уже сделали его героем десятков демотиваторов и карикатур. На эту неожиданную популярность своего лица и фамилии в таком контексте мэру стоило бы обратить больше внимания ещё тогда. Снегопад сделал его антигероем интернета куда стремительней и мощней. Не знаю, что будут говорить отцы города на ближайших пресс-конференциях и публичных оперативках, но от этого вала картинок и мемов отмыться будет очень трудно.
А ведь можно было всего этого избежать (ну, не всего, но снизить градус), поняв, что, когда, а главное, как надо сказать людям, оказавшимся в снежном плену (это выражение особенно полюбилось некоторым уфимским СМИ). К сожалению, готовность к такого рода психологическим, если не «лингвистическим», компромиссам никогда не была сильной стороной нашего градоначальника. Одна история с прошлогодним высказыванием «Источник грязи у нас — народ» чего стоит. Кстати, я, кажется, упоминал в какой-то из колонок, что внимательное переслушивание диктофонной записи того легендарного высказывания (оно попало во многие федеральные СМИ) позволяет предположить, что именно такая формулировка из уст мэра не звучала. Кто-то «удачно» кашлянул в микрофон, «удачно» съелся конец фразы и т.д. Ну так тем более! — или даже: тем хуже. То, что мэрия не стала опровергать такую очевидную дикость, показывает, что точности слова и интонации у нас всё ещё придаётся крайне малое значение.
Да тысяча чертей!.. Я стал искать, где описывал подробнее эту историю с цитатой, и обнаружил, что ещё в мае написал колонку ровно на ту же тему. Вот ровно, один в один. Про наплевательское отношение к слову и непонимание того, какие бури негодования может вызвать даже нюанс. Только тогда мэрия Уфы «подставилась» с Днём тысячи велосипедистов, назвав участников общественно полезного спортивного мероприятия российского масштаба «велохулиганами», вандалами и пустившись в философствования на тему того, что велодорожки в городе «порождают ряд негативных явлений». Боже, да ничему же жизнь их не учит! Господа из мэрии, наймите психолога, лингвиста. Иначе никому на самом деле так и не будет важно — сколько тракторов вы выпустили на улицы.
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: