Все новости
Мнение
5 Января 2017, 09:00

Ялаловская колея

Фото Дарьи Святохиной.
Фото Дарьи Святохиной.
Нурия Мухаметдинова
Журналист

Уфа зимой становится опаснее, чем восхождение на Эльбрус. Все-таки, на Эльбрус вы идете в кошках, с ледорубом и пристегиваетесь к веревке, чтобы пройти через особо опасные места, а в рюкзаке лежит аптечка для экстренных случаев и термос с горячим чаем, чтобы не замерзнуть, пока будешь ждать помощь. В столице же солнечного Башкортостана при выходе на улицу так одеваться не принято. Вдоль сложных участков не установлены перила, к которым можно пристегнуться, и никто не ходит в связках. Может, пора начинать?
Зима в Уфе не щадит ни пешеходов, ни автомобилистов, ни велосипедистов. Чего стоит одна знаменитая «ялаловская колея»? Так принято называть волнистый асфальт с горкой снега сверху. Поймать такой сюрприз можно даже на проспекте Октября, не говоря уже о всяких мелких улочках типа Комсомольской и Мустая Карима. Колея напоминает о себе скрежетом по дну, в котором угадывается что-то ехидное, типа «жжж — зззря ты не взял внедорожник».
«Когда перестраиваешься, постепенно снижай скорость до 30-40 километров в час или ниже, если занос огромный, пусть бибикают, не обращай внимания, потом осторожно перебирайся через сугроб, иначе развернет», — дает мне советы более опытный товарищ. Это я ему пожаловалась, что меня занесло на Салаватке. В тот день из пяти полос проехать можно было только по трем, в двух еще виднелся асфальт, а третья была полностью из укатанного льда. Разделительными полосами вместо разметки служили дерзкие гребни из застывшего снега высотой по 20-30 сантиметров и шириной почти в полметра.
Про то, как выталкивают из сугробов и возят в багажнике по две лопаты, можно не упоминать. Это наши суровые реалии. Например, меня выталкивал из снеговой каши на одной из центральных улиц крепкий старичок, спасибо ему огромное. О карстовых провалах тоже лучше не вспоминать. Это уж как судьба распорядится, найдешь ты свою машину там, где оставил, или придется за ней нырять в подземные озера.
Но если вы действительно смельчак и экстремал, то лучше передвигаться по городу пешком. Первая опасность сразу же на выходе из дома — любые ступеньки мгновенно покрываются льдом, и счастье, если рядом с лестницей есть перила, и скорость вашего скольжения можно контролировать руками. Не повезло, если рядом есть продуваемый ветром угол дома, а вы с утра мало каши ели. Раньше такие места посыпали песком, а теперь там практически как на вершине горы — скользко и сбивает с ног порывами ветра. Либо берите с собой ледоруб, либо малодушно выберите другой путь к цели. Возможно, там стоило бы навесить веревку, чтобы в метель пробираться на ощупь.
Чу! Впереди «зебра»! Ну, то есть, была когда-то «зебра», сейчас под слоем льда уже ничего не видно. Помнят ли об этом автомобилисты? Притормозят ли? Кто знает? Выдохнув, начинаем штурм — для начала взбираемся на сугроб у обочины. Если ваши предшественники протоптали там тропинку, удача на вашей стороне. Но не так опасен подъем, как спуск. Большинство альпинистов гибнет именно при спуске, помните об этом. Первые ступеньки даются легко, а потом можно запросто улететь под колеса, поскользнувшись на укатанном льду. Точно такое же препятствие ждет тех, кто хочет попасть в автобус. Вдоль остановок лед не сходит до самой весны. Не раз при мне вытаскивали ушедшую под колеса бабулю или женщину с сумками. И хорошо, если водитель услышит, а другие люди заметят, что вы провалились, а то могут и задавить ненароком.
Если путь к дому пролегает в гору, а город наш имеет сложный рельеф, то я просто вас обниму, поплачем вместе. Каждый уфимец знает, что если на улице скользко и дует ветер, то надо забросить гордость подальше и идти не по дороге, а по сугробам. Ничего, что снег набьется в ботинки, зато не заработаете перелом лучевой кости в привычном месте. И при таком жестком раскладе есть в городе еще и зимние велосипедисты, которые, конечно, сами виноваты. Они вкручивают саморезы в резину и, смирившись, часть пути все-таки проходят пешком.
Особенный героизм проявляют девушки. Туристы идут на Эльбрус в спецснаряжении, а уфимки щеголяют в замшевых сапожках на каблуках стандарта «еврозима» и проявляют чудеса эквилибристики, удерживаясь от падения. Бабушки клеят на подошвы лейкопластырь (хватает дойти до магазина, но не обратно), кто-то покупает китайские крючья на резинке, чтобы увеличить сцепление с поверхностью (ломаются через пару дней). Почему-то до сих пор уфимцы стесняются носить кошки.
Как исправить эту ситуацию силами общественности — непонятно. Кому предъявить за аварии и переломанные конечности? Акции протеста и митинги наказуемы штрафами. Терпим, ворчим в соцсетях, тренируемся, выживаем, даем друг другу погонять костыли и ортезы, помогаем друг другу толкать машины и учим правилам национальной уфимской езды. Зато на Эльбрус взойдем без проблем, это как в Уфе за молоком сбегать, не волнуйтесь!

Автор:Мухаметдинова Нурия
Читайте нас: