На что только не готовы люди, лишь бы смотреть на реальность через крошечную дырочку своего железобетонного самомнения. Раз женщина — значит трусливая и занята бытом 25 часов в сутки. Раз журналист — то нищеброд и попрошайка. Раз блогер — то продажный. Очень удобно, зато ты один в домике, весь такой красивый, в венчике из роз, в шапочке из фольги на макушке. Мы все отчасти грешим таким, только в более мягкой форме, выстраивая реальность по ярким вешкам, видимым глазу.
Есть среди моих друзей те, кто, зайдя в гости, первым делом примечает книжный шкаф. Подходит и вдумчиво, покачиваясь с пятки на носок, смотрит на обложки. Порой вытаскивает что-то, перелистывает, ставит на место. Разговор завязывается сам по себе: и как тебе роман? Или «Надо же, кто-то еще кроме меня любит Питера Хега!» Но если ты не читаешь книг — то это настораживает.
Есть те, кто, увидев страничку человека, начинает копаться в его аудиозаписях, удовлетворенно крякая, если находит что-то созвучное себе. Раньше они зависали около полки с дисками и кассетами и предлагали: «А давай сейчас вот это поставим?». Заполняли неловкие паузы знакомыми рифмами. А если в записях мрак и жуть — то лучше держаться подальше.
Есть те, кто листает списки общих друзей: «Ты и этого знаешь, а откуда? Слышала, что она замуж вышла, и представь себе, за кого..!» И чем больше общих друзей, тем более понятным и приятным по умолчанию кажется чужой человек — не могут же мои уважаемые друзья френдить кого попало? А если френдят подозрительные маргиналы — то ну его нафиг, такого скользкого типа!
Кто-то начинает сразу листать стену и публикации — чем живет человек? Кому помогает? Какие статьи и фильмы выкладывает? «Если много псевдофилософских цитат из пабликов и политоты — это диагноз!», — признаются они. «Самая жуть — это постоянное самолюбование, мол, вот какой я офигенный», — добавляют другие. Тут вообще угодить трудно.
Есть тонкие души, кто смотрит на красоту и гармонию: как подобраны цвета на фотографиях, какое настроение передают музыка и картинки. Им же важнее всего образ и имидж на аватарке. А если ты вдруг какой-то кривой и косой, то с таким дружить зашкварно.
Это как будто составление карты человека. Раз любит джаз — значит точно человек неглупый. Если полюбил Кафку, значит, склонен к глубокой грусти и печальной рефлексии. Анализ содержимого страничек в соцсетях становится инструментом полиции, кадровиков и журналистов. Люди в отчаянии заводят себе целый паноптикум: прилизанную — для работодателя, красивую — для знакомств и фейковую — для души. Искусство самопрезентации актуально как никогда. Кто-то растит репутацию, как деревце бонсай, ничего лишнего, все личное, выверенное, кто-то запускает, как дикий тропический сад, чтоб каждой твари место нашлось, а сам черт там бы ногу сломал.
Все сложнее становится знакомиться — встретились взглядом, начали общаться, зафрендились в соцсетях и уже попали в ловушку: «Да как ты можешь слушать такое?», «Ой все, начались репосты с котятами», «И что, вся стена в рецептах и диетах?», «И с вот этим дружишь и еще и лайкаешь его?» А если нет профиля в соцсетях — то еще страннее, какой-то средневековой паранойей попахивает. Чем он там занят, пока остальные сидят «ВКонтактике»? Может, детишек расчленяет и органами торгует?
Заскрипели косточки, захрустела плоть, втискиваясь в наши представления об идеальном человеке. И как-то трудно понять, что теснота Прокрустова ложа — это наша собственная узость мышления. И какое счастье найти такого же, кто через эту же щелочку на мир смотрит, а всех остальных отправить за высокую стену игнора, чтоб спокойнее жилось. Огородиться от всего мира, тихонько ненавидеть других людей и во всем, что мешает жить, находить происки врагов. А что, вполне рабочая модель, некоторым помогает!