Все новости
Мнение
6 Декабря 2016, 10:05

Застройку центра Уфы впервые удалось остановить

Фото Олега Яровикова.
Фото Олега Яровикова.
Игорь Савельев
Писатель
История застройки исторического центра Уфы многоэтажными кварталами столь богата разного рода скандальными нюансами, что одна «ретроспектива» нескольких последних лет может занять четыре колонки. Можно долго перечислять все деревянные и кирпичные дома, носившие статус памятников культуры (или же поспешно лишённых такого) и исчезнувшие с карты города в одну ночь. Приходят утром Минкульт и Архзащита, а защищать-то уже и нечего, кроме груды развалин. Типичный сценарий...
Да, собственно, и колонки-то были уже на эту тему. Например, полтора года назад я писал об этой же проблеме в связи со сносом дома мещан Маториных. Прямо на улице Ленина тяжелой техникой разровняли особняк, обладающий охранным статусом, несмотря на возмущение минкультовских чиновников и активные действия общественников (один из них бросился на ковш экскаватора). Тогда то ли городские власти, то ли застройщики как-то невнятно пытались объяснить это очисткой главной улицы к саммитам ШОС и БРИКС. Оргкомитет саммитов сдержанно ответил на это, что лучше деревянный дом в любом состоянии, чем дыра. Кстати, там до сих пор дыра, прикрытая баннером с цветочками.
Такая реакция органов власти — не новость в уфимском сюжете борьбы с деревянным наследием губернского города, и даже не исключение из правил. Чем дальше, тем чаще и яснее региональная власть осуждает варварские сносы, но, как ни странно, это не слишком меняет ситуацию. Например, несколько раз только за последний месяц об этой проблеме говорил глава Башкирии. И на встрече с голландским архитектором, который жёстко осудил уфимские сносы, и во время беседы с активистами ОНФ Рустэм Хамитов говорил о том, что «власти города находятся под сильнейшим давлением девелоперов и застройщиков», и о том, что «надо противостоять им в правовом поле». Активисты предложили воспользоваться новым федеральным законом и придать некоторым микрорайонам Уфы статус «исторического поселения». Основные кандидаты на новый статус (если, конечно, он будет введен) всем известны: улиц и кварталов, нетронутых многоэтажным жильем, в центре осталось всего несколько. С улицей Октябрьской революции, может, и успеют, а вот с Гоголя (на участке между Пушкина и Валиди) уже вряд ли. Жителям домов поспешно вручили уведомления о расселении и сносе.
То, что жители этих домов, конечно, мечтают о расселении — главный козырь сторонников сносов, и опровергнуть его так же легко: конечно, старые дома надо расселять. О том, что и как в них можно разместить в современном городе, написаны километры статей. Второй аргумент: ведь не все же деревянные дома имеют ценность. Да, конечно, не все. Но дело-то часто не в них, а в том, что не надо превращать исторический центр в каменные джунгли, втыкая многоэтажки на каждом квадратном метре. Кроме всего прочего, это перегрузит (уже перегрузило) и коммуникации, и дороги, а как сейчас выясняется (об этом заговорили геодезисты) — и гипсовые плиты, на которых стоит Уфа. Про карстовые провалы и уплывающие в никуда машины, думаю, никому пояснять уже не надо.
Но нынешняя моя колонка не «о вечном» (уфимскую страсть к сносам вполне уже можно назвать вечной), а об одной недавней хорошей новости. Точнее, новости было две, и поскольку они носили несколько бюрократический и рутинный характер, на них мало кто обратил внимание. Во-первых, был официально опубликован проект музейного комплекса «Самрау», который накроет археологические раскопки городища «Уфа-II». Во-вторых, город согласовал выделение для этого земельного участка, то есть формальности соблюдены. Чтобы понять, какое значение имеет эта негромкая победа, надо обратиться к истории этого небольшого (всего-то пара гектаров) участка земли.
Археологи-энтузиасты начинали раскопки там еще в 50-х, но четыре десятилетия никто в руководстве города и региона толком не воспринимал это всерьез. Действительно, то, что найдено там за эти десятилетия — отнюдь не сарматское золото. Ну керамика, ну кладка. Ну понятно же, что не в чистом поле воеводы Ивана Грозного основали Уфу. Место в окружении рек такое, что люди здесь жили с древнейших времен. Сама идея раскопок «доуфимской» Уфы никому из власть имущих не казалась особо ценной, и даже бараки ради этого в советское время не снесли. Да, до начала «нулевых» там стояли бараки, огороды, и какие уж тут серьёзные раскопки. По-настоящему археологи развернулись только в нашем веке, когда участок, наконец, расчистили. Но изначально сносили бараки вовсе не ради древнего городища.
Это общеизвестный факт: центр — место «козырное». Всё вокруг застроили многоэтажками. И этот участок должны были. По крайней мере, хотели. О борьбе археологов, решивших «в правовом поле» «противостоять давлению застройщиков» (цитаты Хамитова тут к месту), много писали газеты лет десять назад. История обретала даже экзотический политический уклон, когда городище «Уфа-II» обретало имя Башкорт (с богатой теоретической базой) и статус едва ли не священного, тотемного места. Вообще — много было спекуляций на эту тему. Но, пожалуй, если бы не они, то точка зрения о ценности этих двух раскопанных гектаров могла бы и не возобладать. Археологи начинали борьбу в проигрышной для себя ситуации. Многие уфимцы скептически относились к идее раскапывания черепков — ибо, откровенно уж говоря, черепки тех же эпох есть под центром каждого крупного города. В Риме каждый ремонт канализации кончается раскопками античных артефактов, но город это сдерживает, иначе римлянам нынешним там просто нельзя будет жить.
Уфа — не Рим и может позволить себе более трепетное отношение к своим артефактам. Эта точка зрения, «консенсусная», устанавливалась постепенно, долго. Сейчас земля выделена под музей, известно, как он будет выглядеть (как корпуса со стеклянным полом, чтобы люди могли рассматривать раскопанные сооружения). Не надо думать, что злодеи-застройщики покушались на лакомые гектары до последнего. От притязаний они отказались давно, я же говорю — история была долгая. Но именно сейчас поставлена юридическая точка: здесь будет музей, а не новый высотный квартал.
Я не говорю о каких-то конкретных застройщиках, тем более, кто там на какой участок претендовал десять лет назад — уже не разберёшь, да и не важно. Я говорю о том, что строительный комплекс Уфы чуть ли не впервые отступил — и это в центре, за который они обычно стоят насмерть. С почином вас, товарищи.
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: