Все новости
Мнение
30 Ноября 2016, 09:00

Вы рисуйте — вам зачтется

Фото автора.
Фото автора.
Илья Макаров
Журналист
В минувшую пятницу в славном городе Нефтекамске, известном своей непредсказуемостью, самостийностью и дерзким стремлением к воле, свободе и независимости, открылись две художественных выставки. Одна — в здании детской художественной школы на улице Нефтяников. Другая в здании, вы не поверите, стоматологического центра на улице Карла Маркса.
Для меня открыл двери туда и туда нефтекамский художник Рауф Ахметгараев. Он был моим поводырем от одного вернисажа к другому. Он вообще-то большей частью живет и творит в своей мастерской на шестом этаже. Выше — только небо. Но время от времени он спускается на землю. Чтобы поздороваться с коллегами, посмотреть их работы. Поздравить. Позавидовать — светлой завистью, разумеется. И — снова наверх.
Заведующей городским отделом культуры Ирине Ахмадишиной приходилось идти на разрыв с чувством долга, служебными обязанностями и временем, которого у нее в этот день было в обрез, а мероприятий культурных — море. В том числе и две выставки. Надо было попасть на обе. Время и дела позволили ей попасть на ту, что в арт-центре стоматологической клиники Равиля Юсупова.
Сперва — про первую выставку, которая открылась раньше по времени — в художественной школе.
На суд зрителей, в основном юных, свои работы представил (или выставил) преподаватель школы искусств из соседнего города Агидель Ильгиз Тагиров. Выставка — юбилейная. То есть, автор ее подготовил в честь своего 50-летия — хотя 50 лет ему исполнится только в следующем году. Но подарок Нефтекамску он сделал уже сегодня.
Города Агидель и Нефтекамск расположены рядышком, километрах в 20 друг от друга. Ездят люди на работу. Большей частью в Нефтекамск, где еще сохранились и действуют предприятия промышленные, строительные. В Агидели их практически не осталось. Строившуюся в конце 80-х — начале 90-х Башкирскую атомную электростанцию смыло «зеленой волной» экологических митингов, охвативших после Чернобыля, по сути, всю страну. Что угодно, только не АЭС! — чертыхались люди. В результате не оставили ничего. Город остался без градообразующего предприятия. Город остался без работы.
На полотнах художника кое-что из современной непростой жизни Агидели есть.
Высыпали из классов, конечно же, дети, обрадованные тем, что можно сорваться с уроков и за это ничего не будет. А там, где дети, там всегда шумно, весело и искренне.
Степенно и важно ступили в выставочный зал педагоги, во главе — директор школы Василий Семенович с живописной фамилией Червонопиский. Пожимали руку своему коллеге из Агидели — он ведь там тоже преподает живопись в местной школе искусств. Поздравляли, говорили речи в микрофон, хотя и без него все хорошо было слышно.
Картины — замечательные. Добрые, светлые, яркие и немного печальные.
Я не большой ценитель живописи. Мои оценки на уровне – понравилось, не понравилось. Истинному мастеру от таких оценок — ни холодно должно быть, ни жарко. Потому я смело скажу об одной работе, которая меня зацепила. Она называется «Здесь была деревня». Художник написал ее в память о деревне Старый Аткуль, в которой родился. На холсте, собственно, ничего такого: река, деревья, ветви над водой. И только приглядевшись, угадываешь в этой реке контуры ушедшей в небытие, затонувшей в реке времени краснокамской Атлантиды.
Рябь на воде.
Волнение в душе.
Мороз по коже.
Уже не вернуть этой деревушки.
Осталась только в памяти тех людей, что родились и жили в ней когда-то, да еще вот в этой пронзительно грустной картине художника.
Дети не выступали. Они внимательно рассматривали работы, слушали торжественные речи педагогов. Кто-то подарил художнику альбом для графики. Кто-то, кажется, кисти, которые нынче весьма не дешевы.
В общем, художник показал талант, проявил великодушие, а нефтекамцы — гостеприимство.
Ну, и молодцы!
А вечером того же дня в арт-центре стоматологиченской клиники на Карла Маркса открывалась другая выставка другого художника. Выставка работ Иосифа Капеляна. Тоже юбилейная — автору 80 лет.
Полотна большие, загадочные, мистические, наполненные символами, знаками, цитатами из Торы и других вечных книг, которые человечество создало за время своего пребывания на планете Земля. Для оправдания, для облегчения, для осмысления или для радости? Бог весть.
А между тем, художник весьма и весьма реалистичен был доселе в своем творчестве. Более того, этот реализм в свое время носил вполне конкретное определение — социалистический. В подтверждение этого тут же в подвальном зале арт-центра лежали альбомы с репродукциями картин, написанных художником за 60 с гаком лет. Иосиф Капелян — из Белоруссии. Минск, белорусские местечки, их жители, мужчины, женщины и дети — все они отразились в его работах, всех запечатлел, всех увековечил. И вот теперь, к своим 80 годам художник пришел к символизму, к семи ключам, которыми можно открыть двери рая (а может, ада), семи свечам, которыми можно осветить путь к этому раю (или аду) и дорогу к одному солнцу, которое расцвечивает нашу жизнь на Земле в семь цветов радуги.

Я сфотографировал художника из Агидели.
А вот Иосифа Капеляна не смог. Он — далеко. В Израиле. Просто свои картины он подарил башкирскому врачу-стоматологу, по совместительству бизнесмену, путешественнику и меценату Равилю Салимову. А тот поделился этим щедрым подарком с городом.
Ну, и молодец!
В общем, приезжайте в Нефтекамск. Там каждый день происходит что-нибудь интересное, яркое, красивое. Возможно, приедет израильский художник Иосиф Капелян. Возможно, Ильгиз Тагиров из Агидели. Возможно, пересекутся их пути. Все возможно. Какие их годы!
Автор:Макаров Илья
Читайте нас: