Все новости
Мнение
22 Ноября 2016, 11:16

Американцы впервые столкнулись с беспомощностью

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Игорь Савельев
Писатель
Американские выборы уже порядком всем надоели, но такова реальность: Штаты лихорадит уже две недели, и будет лихорадить еще долго. Страна, которую Обама в понедельник назвал «незаменимым лидером для установления мирового порядка», переживает сильнейший политический кризис за последние десятилетия. Большинство избирателей проголосовали за Хиллари Клинтон (разрыв достиг нескольких миллионов голосов), тогда как расклад сил по выборщикам оказался в пользу Дональда Трампа. Получается, что он станет президентом вопреки результатам прямого голосования. Нация шокирована. Одна из газет вышла с остроумным заголовком: «Теперь все за Хиллари, но уже поздно».
Эти выборы подарили много сюжетов. Например, о том, как мировые лидеры подчищали соцсети. Все были до того уверены в победе респектабельной Клинтон, что насмехались — или жестко критиковали — в своих аккаунтах в фейсбуке или твиттере: «все» — это министры иностранных дел, премьер-министры, президенты разных стран. После подведения итогов все они оказались в неудобной с точки зрения дипломатии ситуации. Пришлось поспешно удалять посты, из чего, разумеется, пресса тут же раздувала сенсацию. Еще один похожий сюжет: впервые в последние десятилетия в Штатах изменили президентский протокол. Во время посещения Трампом Белого дома семьи действующего и избранного президентов не стали фотографироваться на лужайке, как это принято. Считается, что это связано с эмоциональной речью Мишель Обамы, произнесенной за неделю до выборов. Эффектно, не утирая слез, первая леди заклеймила таких, как Трамп — тех, кто домогается женщин-подчиненных, пользуясь служебным положением. После этого, действительно, было бы странно позировать с ним на фоне Белого дома...
Главное же в том, что значительная часть общества впервые столкнулась с невозможностью принять выбор другой части для себя. То есть обычно всё происходило довольно безболезненно. Республиканцы и демократы — две системные партии, у которых нет неразрешимых противоречий. Перепалка их кандидатов обычно не заходит слишком далеко и не покидает границ некой «респектабельности». Сторонники одного довольно легко принимали победу другого. Сейчас они столкнулись с новой для себя ситуацией, когда это невозможно. Президентом станет кандидат, находиться «во власти» которого значительная часть американской элиты считает невозможным. Что делать?
Устраивать революцию? Уезжать из страны? Замыкаться в частной жизни, игнорируя жизнь государства? Этот вариант несколько десятилетий назад получил красивое название «внутренняя эмиграция», и вряд ли этот устоявшийся термин легко переводится на английский. В России всё это проходили уже не раз. Сейчас весь этот инструментарий пытаются освоить американцы.
Революция? Уличные протесты с целью сменить власть — для нас не новость. Только успешных попыток в ХХ веке случилось несколько. Из последнего — напомню, что после протестов 2012 года на Болотной площади в Москве сели в тюрьму 17 человек, потому что власть посчитала, что это попытка её, власти, насильственной смены.
После объявления результатов выборов в США впервые прошли массовые протесты. Самые крупные — в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго и Портленде. «Интерфакс» сообщает о десятках задержанных, об использовании полицией слезоточивого газа и светошумовых гранат.
Легальная попытка отменить результаты выборов была в эти ноябрьские дни в США более популярна. В неё поверили миллионы людей: по крайней мере, на Change.org петицию подписали 4,3 млн человек, и это самое большое количество «подписантов» за всю историю сервиса. Американцы пытаются воспользоваться как раз тем, что выборы не прямые, и выборщикам еще только предстоит поставить подписи в бюллетенях в декабре. Теоретически — выборщик может проголосовать «не так», как от него требует закон (и, в большинстве штатов, пойти за это под суд). Правда, американская история не знает таких примеров: был единичный случай лет 15 назад, когда один выборщик отказался голосовать, но это ни на что не повлияло. Тем не менее, миллионы людей верят, что выборщики массово пойдут под суд, но не допустят президентства Трампа. Хотя если бы такое произошло, политический кризис только усилился бы и стал конституционным: фактически это бы значило, что политические элиты сместили избранного президента.
Наконец, персональный протест представителей американского истеблишмента — совсем уже жест отчаяния. Сообщения об этом появляются в СМИ ежедневно: то одна «звезда» заявляет, что эмигрирует в Канаду, то другая. Модельер Белого дома заявила, что не будет одевать новую первую леди. Избранный вице-президент Майкл Пенс приходит с семьей на мюзикл на Бродвее, и артисты сами срывают мюзикл, чтобы обвинить его со сцены.
Между тем, у нас это происходит постоянно. Если для тебя неприемлемы результаты выборов, то как хочешь, так и выживай: «вали из страны» (распространенная присказка), запирайся в доме, выходи с протестом на площадь, если смелый. По сути, вся история России последних десятилетий связана с жестким подавлением — даже не меньшинства большинством, а одной половины общества другой половиной. Что интересно, эти половины периодически меняются местами.
1991 год: большая часть избирателей проголосовала на референдуме за сохранение СССР, но её послали известно куда. 1993 год: президент расстрелял парламент из танков, и к чёрту все процедуры (а также всех, кто, в общем, этот парламент поддерживал). 1996 год: «Голосуй или проиграешь». Уже никто, кажется, не скрывает, что результаты тогдашних президентских выборов были предрешены, если не сказать жёстче. Наконец, нынешняя риторика, когда те, кто с чем-то не согласен, объявляются чуть ли не «агентами Госдепа».
В ощущении бессилия, невозможности что-либо поменять у нас регулярно оказывается половина страны. Сейчас это же состояние впервые переживают американцы. Ну что же, добро пожаловать в клуб.
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: