Все новости
Мнение
20 Ноября 2016, 09:00

Я люблю свою лошадку…

Алиса Курамшина
Психолог
Надо, чтобы в доме и собаки были, и кошки, и приятелей целый мешок.
И всякие там жмурки-пряталки.
Мультфильм «Трое из Простоквашино».
Помню, ко мне приходила мягкая интеллигентная женщина и неловко жаловалась на проблемы с сыном, учащимся средних классов. Жалобы были классические: плохо учится, на уроках отвлекается, одноклассников задирает. Пока не проскочила фраза о том, что он ещё с удовольствием и регулярно мучает животных, голубю вот недавно голову оторвал…
На этом моя работа с ребёнком закончилась. Они ушли по моей рекомендации к психиатру. С мамой ещё продолжилась — по снятию чувства вины по отношению к сыну. Но это совсем другая история. А эта всплыла потому, что в последнее время в информационном поле активно муссируются темы жестокости к животным. То на установку памятника в Хабаровске собирают подписи под петицией, то звонят из СМИ и просят дать комментарий к поступку уфимских школьников… Я даже не буду писать сейчас о том, что творили люди с собаками и кошками. И даже не потому, что это очень жестоко, а потому что я старалась не читать, не смотреть — слишком больно. И давать комментарий тогда отказалась. А что я могла сказать сквозь слёзы?
В детстве в нашем дворе, как и во многих других, водилось несколько собак. Одну из них мы стали особо выделять, назвали Рыжиком. Милый дружелюбный пёс особенно приглянулся одному мальчику, который его подкармливал и с ним играл. Пока до нас не дошла весть, что четырёх собак подростки повесили на школьном дворе. И Рыжика тоже. Потом дворник сжёг тельца на помойке. А у нас осталась только чёрно-белая фотография радостно скачущего по траве пса. Говорят, как-то местные мальчишки и жабу забили камнями. Уже тогда я думала, кем же надо быть, чтобы такое творить…
Позже мне стало известно, что многие жестокие поступки с животными (и, кстати, людьми) продиктованы не чем-то патологичным, а обычной (к сожалению) детской агрессивностью. Подрастающие организмы как бы проверяют границы этого мира, что можно, а что нельзя, «тварь я дрожащая или право имею», какова смерть в приближении… И большинство из них после первого акта жестокости столь сильно переживает и зарекается причинять боль живым существам, что из них могут вырасти в дальнейшем вполне милые люди. А вот про маньяков известно, что многие из них начинали с причинения страданий и смерти животным, получая от этого удовольствие, а потом уже перешли на более крупные формы — на людей. Кроме того, причиной детской жестокости могут стать и «стадные» чувства, когда «все кинули камень — и я кинул», когда берут на «слабо» и прочая. Но регулярность фактов агрессивности и эмоциональные позитивные последствия должны не то что насторожить родителей, учителей, а заставить привести ребёнка к психиатру. Вместе с родителями. Потому что жестокое поведение может быть и калькой с родительских отношений, увы.
Да, я за ужесточение наказания в уголовном кодексе за жестокое обращение с животными. Да, я за широкое освещение подобных преступлений в СМИ (только без смакования подробностей, пожалуйста). Но я против того, чтобы это проникало в мой уютный мир с тремя кошками.
Автор:Курамшина Алиса
Читайте нас: