Все новости
Мнение
15 Ноября 2016, 09:08

Путин и четыре президента США: очерк исторических сплетен

Фото с сайта putin.kremlin.ru
Фото с сайта putin.kremlin.ru
Игорь Савельев
Писатель
Вот уже неделю весь мир обсуждает сенсационную победу Дональда Трампа на выборах президента США. Эксперты сходятся во мнении, что ещё никогда Америка не была так взвинчена и расколота. Дело не только в том, что повторился казус 2000 года, когда большинство избирателей проголосовали за одного, а расклад сил в коллегии выборщиков сложился иной. Чуть ли не впервые в новейшей истории США смена власти сопровождается уличными беспорядками.

Эксперты предсказывали победу Хиллари Клинтон с вероятностью в 80 процентов. Когда я посвятил этой гранд-даме американской политики колонку месяц назад, то тоже написал, что результаты выборов, скорее всего, предрешены. Теперь, чтобы реабилитироваться, надо бы написать что-нибудь о Трампе, но вместо этого предлагаю коротко пробежаться по истории взаимоотношений нашего президента с «ихними». Благо, Дональд Трамп станет для Владимира Путина уже четвёртым.
Начиналось всё ещё с Билла Клинтона, «друга Билла» для первого поколения российских властей: однако уже к 1999-му эта дружба заметно остыла. Её остудила война в Югославии и американские бомбардировки Белграда. Ельцин и Клинтон больше не демонстрировали пламенную дружбу ещё и потому, что несколько отошли от внешней политики. Клинтон отвлёкся на возможный импичмент и «Моникагейт». Ельцин был физически плох и почти делегировал внешнюю политику часто меняющимся премьерам, а когда внезапно сам прилетел на саммит ОБСЕ в Стамбул (куда уже отправился было новый премьер Путин), то обрушился на всех с небывалой «антизападной» речью. Сменивший его через месяц Путин, как вспоминают дипломаты, президента Клинтона почти игнорировал.
Когда в 2000 году президент США совершил поездку в Москву, то столкнулся, как вспоминают американские дипломаты, с сугубо протокольным и бессодержательным приёмом со стороны нового президента РФ. Путин демонстративно ожидал, когда в Америке будет избран новый президент, чтобы уже с ним работать в качестве партнёра. Несколько озадаченный, Клинтон побывал в Барвихе у пенсионера Ельцина и расспрашивал его о том, «что представляет собой этот ваш новый парень».
В январе 2001 года президентскую присягу принял Джордж Буш-младший, и их отношения с Путиным как-то сразу сложились. О том, что там Буш разглядел в глазах «друга Владимира» при первой встрече, и о том, как сблизило их последовавшее вскоре 11 сентября, написаны километры статей. Я немного касался этой темы в отдельной колонке. Начало «нулевых» годов было лучшим периодом не только в отношениях президентов (они то рыбачили на ранчо Буша-старшего, то катались на «Волге» и «Запорожце» по Ново-Огарёво), но и вообще в «западной» истории Путина. Все артефакты тех лет, вроде «оси Москва – Берлин – Париж», давно уже впору сдать в музей.
Отношения с Бушем начали портиться после 2007-го, когда Путин выступил с легендарной «мюнхенской речью». В 2008-м, когда случилась российско-грузинская «пятидневная война», от былой дружбы уж не было и следа: переговоры президентов в Пекине, где шла Олимпиада, были предельно жёсткими. Впрочем, в тот момент Путин уже не был президентом, а через несколько месяцев и Буш покинул Белый дом.
У Барака Обамы с Путиным сразу не заладилось. Прежде всего, Обама просто не знал, как воспринимать «национального лидера» с абстрактным статусом. У России был президент, и с ним Обама пытался строить «Перезагрузку» и вообще завязывать хотя бы внешне неформальные отношения в стиле предшественников. Рыбалки не было, но разнообразные посиделки в фастфуде Медведев и Обама время от времени демонстрировали. Но так безоблачно, как на бушевском ранчо, уже не получалось. По мере того, как этих проблем становилось всё больше («Перезагрузка» стала «Перегрузкой»: опечатка Госдепа оказалась пророческой), падало и влияние Медведева. Дошло до того, что на последних личных встречах (когда было уже известно, что Медведев не пойдёт на второй срок) российский президент на всё отвечал американскому: «Я передам Владимиру». Эта фраза, попавшая в микрофоны, надолго стала мемом. Можно представить себе раздражение Обамы, который мог считать, что его некоторым образом обманули. В дальнейшем даже в тех редких случаях, когда российская сторона «не исключала» встреч Обамы с Медведевым-премьером, американский президент избегал этих встреч.
Премьер-министр в дипломатической картине мира США вообще «не существует», в том числе и потому, что у них такой должности нет. В этом для Обамы тоже была поначалу загвоздка. Во время первого визита президента США в Москву его принимал президент Медведев, и американская сторона не очень понимала, что делать с Путиным. Протокол не предполагал встреч с премьером. В итоге, состоялся туманный «неформальный завтрак» в Ново-Огарёво — с целью личного знакомства, опоздавшего, кстати, на несколько лет.
«Туманно» всё было и дальше. Контакт Путина с Обамой не складывался, но дело было не в симпатиях или антипатиях, а в том, что после 2012 года отношения двух стран окончательно испортились. Тут уж никаких рыбалок и пиццерий и быть не могло. В июне 2014-го, во время саммита G20 в Нормандии, СМИ как сенсацию обсуждали, что Путин и Обама вообще обменялись улыбками при встрече на лестнице.
Что касается Дональда Трампа, который вступит в должность в январе (если не случится никаких сенсаций), то тут вся мировая пресса была полна заголовками об «особых отношениях с Путиным» и чуть ли не о большой личной дружбе навек. Но тут следует быть осторожными и оперировать только фактами. На самом деле, Путин и Трамп не знакомы лично. За время предвыборной гонки в США последовало несколько осторожных взаимных... даже не комплиментов, а позитивно-нейтральных высказываний, что для нынешнего уровня американо-российских отношений уже новость. После победы Трампа Путин, в отличие от многих мировых лидеров, не стал ему звонить. Вероятно, он не хотел давать повода для возмущения американской прессе, которая к тому моменту обозвала кандидата чуть ли не агентом Кремля. Путин ограничился вполне дежурной и краткой телеграммой (её текст можно прочитать на официальном сайте президента РФ). Впрочем, Трамп уже назвал её «восхитительным письмом» во вчерашнем интервью. Пока — это всё.
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: