Кажется, сбывается обещание градоначальника Уфы не вывозить снег из города. Правильно ли будет воспринимать эту фразу «не вывозить» как обещание не чистить тротуары?
— Вывозить снег на свалки — сверхдорогое удовольствие, нам это не по карману, — заявил градоначальник на одном из административных заседаний, когда снегом еще и не пахло. Он не шутил. Теперь, когда снег валит с утра до вечера на наши крыши, головы и тротуары, понимаешь со всей очевидностью серьезность произнесенных слов. Найдено даже сравнение, достойное если не писательского, то журналистского пера точно: это все равно, что вывозить воздух.
Образ убедительный. Аж мороз по коже.
Городскому начальству виднее, оно знает, сколько в казне денег и сколько в этой казне не хватает. Наверное, много не хватает.
На улицах между тем скользко.
Но вдруг сквозь снежную пелену начинает вырисовываться отрадная картина. Вернее, сначала слышишь лязг лопаты и шмыганье метлы, а потом уже видишь человека, который чистит тротуар вручную.
И это правильно. И это хорошо. И это еще раз подтверждает справедливость слов о том, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Ребята, а чего нам, в самом деле, бояться? Как бюджет наполнить и исполнить, как найти источники и определить приоритеты — пусть у них голова болит. Где нужнее эти денежки, которых всегда не хватает и которые необходимы, как воздух? Не нашего ума это дело.
Наша задача — спасать себя от снежных заносов. Самим. Лопаты в зубы, простите, в руки и — алга. Вон, даже на Ленина — главной улице столицы (и любого другого населенного пункта республики и страны) — навалило столько, что — мама не горюй. Бери больше, кидай дальше этот, с позволения сказать, воздух. МЧС всем нам в помощь. (Мало ему пожары тушить и завалы после взрывов разгребать — пусть своих орлов бросает на расчистку воздушных сугробов).
А насчет лопат — без шуток. Ведь другого нам не остается. Если городская власть, по сути, прямо и недвусмысленно отказывается от выполнения жилищно-коммунальной задачи, гражданам города остается одно: самим взяться за наведение если не чистоты, то хотя бы относительного порядка на наших улицах.
Полагаю, что для граждан города ниже своего достоинства ходить по нечищеным тротуарам. Это следует воспринимать как оскорбление.
Возьмемся за лопаты, друзья. Посвятим хотя бы часик благому делу, исполнять которое городская власть считает для себя «западло». Не допустим такого унижения. Как там у поэта сказано? «Я не унижусь пред тобою…» Видит Бог, это не лирика, не строка из любовного стихотворения Лермонтова. Не иначе, Михаил Юрьевич написал его, пробираясь по заснеженным улицам Петербурга.
Оно наполнено высоким и праведным гневом. Ты только вслушайся, народ, опершись на лом и лопату, каково: «…Ни твой привет, ни твой укор не властны над моей судьбою. Знай, мы чужие с этих пор»! Неужели чужие?
Автомобильным магистралям повезло больше. Деньги на их расчистку имеются.
И потому на работу, в школу, в университет надежней добираться общественным транспортом.
Город из-за снегопадов пересел на маршрутные такси, на вонючие «Пазики» и просторные «Нефазы». Счастливо!
Наверное, чиновники из столичной администрации скажут: «Мы работаем». А кто спорит? Наверняка у городских служб с приходом зимы (как всегда, внезапным) забот хватает. Более того, они не просто стараются, но и успевают справляться с аварийными ситуациями. Первые дни уже показывают, что делается это оперативно. Взять хотя бы случай в Орджоникидзевском районе, где позавчера жители двух улиц жаловались на то, что у них резко понизилась «температура теплоносителя в системе центрального отопления».
Аварийная служба жилищных организаций города тут же установила причину, а ресурсоснабжающая организация немедленно приступила к ее устранению. Через несколько часов тепло было подано в дома.
Но это же не подвиг. Это — прямая обязанность коммунальщиков. Их будничная работа.
А чистота на зимних улицах — это для коммунальщиков что?
PS. Пару слов о подвиге. Вместо коммунальщиков его совершает дождь, который льет за окном. Но это только сегодня. Впереди — целая зима. Сплошные будни.