Все новости
Мнение
18 Октября 2016, 09:00

Так стоит ли ездить в Турцию: послесловие к сезону отпусков

Фото предоставлено автором.
Фото предоставлено автором.
Игорь Савельев
Писатель
Может, когда-нибудь Турция наградит меня орденом? Ну хорошо, не надо орден, я согласен на медаль. Или хотя бы какой-нибудь МИД признает лучшим освещателем этой ветки международных отношений... По крайней мере, за год я пишу четвертую колонку о взаимоотношениях России и Турции, у-ху! Сначала это был текст о том, что отношения двух стран (включая туризм) пошатнулись всерьез и надолго, потом — колонка о том, что в Турции всё так печально, что возобновления потока туристов не будет в принципе. Третья колонка была посвящена частным вопросам сотрудничества деятелей культуры (которое тоже слегка накрылось медным тазом). И вот я решил, что пора, наконец, увидеть всё своими глазами. Всей семьей, включая сына, которому не исполнилось еще и года, мы прыгнули в один из последних чартеров и вылетели в Турцию на поздний — уже октябрьский — отдых.
Что могу сказать по возвращении? Некоторые мои прежние прогнозы оказались чересчур пессимистичными. В разгар лета, впечатленный чередой терактов и путчей в Стамбуле и Анкаре, я написал: «Турция действительно переродилась — причем в короткий срок — из «предбанника Европы», как ее иронично называли (но всё-таки по всем основным показателям — европейской, развитой, успешной страны), в какой-то филиал Ближнего Востока, аналог то ли Ирака, то ли Афганистана, где носят «калашников» и паранджу. Не может быть отдыха в таких странах, и это, похоже, надолго. Так что повесьте магнитик с турецким пляжным пейзажем на видное место: больше вы этого не увидите». Но через два с половиной месяца я это увидел, как и большое количество земляков: самолеты из Уфы в Анталию летели полные даже в октябре.
Ошибся не только я, ошиблись все. До июня ничего не предвещало, что Турция извинится за сбитый российский самолет, и сотрудничество двух стран (прежде всего, в сфере туризма) возобновится. Когда она внезапно и сердечно извинилась (с момента «самолетного» ЧП прошло более полугода), уже через пару недель выяснилось, что все эти колебания — плод горячечной предреволюционной ситуации. Росавиация даже не успела толком разрешить чартеры для туристов, как в Анкаре грянул военный переворот. На фоне того, что кто-то кого-то весь остаток лета пачками расстреливал, а количество арестованных достигло, по некоторым данным, двух десятков тысяч человек (что уже попадает под понятие «массовые репрессии», знакомое нам только по учебникам истории), об отдыхе там как-то не думалось. Чартеры все-таки разрешили в конце августа — как говорится, тихой сапой. Когда я по журналистской работе обзвонил уфимские турагентства, мне все в один голос сказали, что на практике чартерные рейсы так и не откроют: кому, мол, это надо, когда сезон уже почти закончился.
Однако даже турфирмы недооценили потенциал наших граждан, готовых отдыхать у моря хоть до первого снега. Чартеры все-таки дружно полетели с сентября, и вот я пребываю на турецкий берег в одном из них. Что же я вижу?
На удивление — в стране, в которой все еще не отменено военное положение, я не вижу почти никаких изменений по сравнению с тем, что было в спокойные годы. Хотя еще в самолете знойные любительницы турецкого отдыха с огорчением констатировали услышанное от товарок: турки уже не так активно заигрывают с русскими женщинами, и вообще слегка охладели к россиянам (это касалось сотрудников магазинов, отелей и т.д.). Но лично я за последующие десять дней не заметил никакой невежливости по отношению к нам.
Ярко выраженных изменений было два. Во-первых, усилился паспортный режим: это можно считать отзвуком чрезвычайного положения и предшествовавшего ему конфликта вокруг самолета. Напомню, у России с Турцией безвизовый режим: при въезде в страну ставят штампик в загранпаспорт, и всё. Когда отношения обострились, собирались ввести визы, но так и не успели это сделать. Теперь пограничного штампика недостаточно: российского туриста должны дополнительно зарегистрировать в отеле. Делает это представитель туроператора, у которого есть свой штампик, и вот бумажку с этим вторым штампом надо постоянно носить с собой. Без неё жандармерия якобы может задержать туриста, а то и выслать за нарушение паспортного режима. Также, если не озаботиться оформлением бумажки в отеле, проблемы могут возникнуть на границе при выезде из страны. Все эти ужасы нам рассказала представительница туроператора, прибавив, что проверки документов у туристов тут на каждом углу: полицейские сплошь и рядом задерживают прохожих. На практике — мы ничего подобного не видели (возможно, так было до тех пор, пока Россия и Турция не помирились). При нас никто ничего не проверял и уж тем более никого не задерживал. Полиции на улицах — визуально — стало больше, а может, так кажется потому, что они ездят только с включенными мигалками: южные народы вообще любят всяческую иллюминацию.
Во-вторых, заметно, что «под шумок» турки порядком национализировали свою туристическую индустрию. Раньше все крупные туроператоры других стран, в том числе четырех — пяти российских, имели в Турции собственную инфраструктуру. То есть вы прилетали на турецкий курорт и видели тут всё своё, родное: прежде всего, огромное количество автобусов в фирменных цветах российских туроператоров. Сейчас их почти нет. Как только вы прилетаете в Турцию, роль «принимающей стороны» передается от российского оператора турецкому (чаще всего это «Odeon»). Вас везет его автобус и т.д. У нас с этим автобусом было связано характерное происшествие.
Мы сели в автобус турецкого оператора в сопровождении российского гида. Автобус поехал и все время подозрительно жался к правой стороне трассы, по поводу чего ему постоянно сигналили другие участники движения («Сколько у него приятелей, все ему гудят!» — наивно восхитилась наша соседка). В итоге он на ходу пропорол правый борт отбойником. Пассажиры, удержавшись на своих местах и поахав, почти уже забыли о происшествии, а вот гид не забыла и на ближайшей стоянке позвонила и потребовала заменить водителя, сославшись на его неадекватное поведение. Начался сложный перезвон российского и турецкого туроператоров (у семи нянек дитя без глаза), в ходе которого турецким властям было заявлено о сокрытии ДТП. В какой форме и через какой «испорченный телефон» это дошло до самого водителя, уж не знаю, но в итоге он остановился на пустой ночной дороге и просто отказался везти нас дальше. Общий язык российская гидша и турецкий водитель найти не могли. С опозданием, кое-как, но у ближайшего отеля нам все-таки прислали другой автобус...
Чтобы у читателя не создалось впечатление, что я ворчу, добавлю, что за этим последовали десять дней шикарного отдыха, в ходе которых принимающая сторона не дала ни малейшего повода для недовольства. И, кстати, такая деталь. В суматохе последнего дня я выронил на пляже бумажник с остатками валюты. Но не успел я схватиться за голову, как мне принесли его в отель — в целости и сохранности. Местные жители подобрали его, а найти владельца помогла та самая «полицейская» бумажка с фамилией и адресом отеля, без которой российский туроператор запретил нам даже выходить на улицу. Так что пугали репрессиями, а вышла одна польза.
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: