Все новости
Мнение
17 Сентября 2016, 09:00

Много букв в защиту символа

Владимир Глинский
Журналист, блогер
— Ну вот, теперь и слова попам не скажи! Никакой свободы слова. Закон защищает только мракобесов, а атеисты остались без защиты, — я бы, как всегда, и не заметил этой гневной филиппики, когда бы она не была высказана коллегой, который мне всегда казался человеком спокойным и адекватным.
А поводом для нее послужила заметка в новостной ленте под заголовком: «В Башкирии мужчина, обматеривший священника, предстанет перед судом». Мой коллега распалялся все больше и больше:
— Значит, если меня кто-то обматерит, закон это проигнорирует, потому что я — атеист, а вот верующий теперь защищен со всех сторон. А где же равноправие!?
Подобные аргументы частенько приходится встречать в длительных интернет-дискуссиях, которые кто-то метко окрестил «холиварами» (от англ. holy war — святая война). Поэтому давайте попытаемся разобраться. И начнем с пресловутого случая в Давлеканово. На самом деле, судить этого мужчину будут вовсе не за мат. Если внимательно прочитать заметку, то corpus delicti будет очевиден. Во-первых, он оскорблял священника внутри храма, а значит публично и в помещении, предназначенном для религиозных ритуалов. Во-вторых, пытался опрокинуть святые мощи. А вот это уже действительно подпадает под действие статьи 148. Почему? А вот теперь давайте поразмышляем.
Чем атеист отличается от верующего? Атеист знает (заметьте, не верит), что мир — это сугубо материальный объект. На этом строится его мировоззрение. Верующий верит, что за пределами материального мира есть нечто, определяющее судьбу мира и его в частности. И на этом строится его религия. Нет смысла вводить специальный закон по защите прав атеистов, потому что атеист уже защищен. Все правонарушения в его материальном мире регламентированы либо административным, либо уголовным кодексом. Регламентировать защиту того нематериального, во что верят религии, невозможно. Но возможно защитить их проекции на материальный мир, то есть символы, ритуалы, обряды. Вот с этой целью УК РФ и был дополнен статьей 148 «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». Замечу, что в названии не фигурирует никаких чувств верующих, о чем так любят говорить противники статьи.
На мой взгляд, эта формулировка «оскорбление чувств верующих» как раз и вносит путаницу в наши умы. Атеисты возмущаются: «а разве у нас нет чувств, а, может, нас тоже оскорбляет само наличие религиозной проповеди в публичном месте?!» Поэтому речь в законе стоило бы вести о защите символов веры, в которые входят и сами символы (кресты, иконы, мощи), и обряды, и ритуалы.
Кстати, подобные преступления караются во многих странах мира, причем и в европейских тоже. В Германии верующих защищает статья 166 уголовного кодекса, по которой наказание может доходить даже до пяти лет лишения свободы. В Греции статья 198 УК предусматривает за злостное кощунство до двух лет лишения свободы. В Ирландии кощунство карается штрафом в 25 тысяч евро. В Израиле подобные действия могут повлечь за собой годичное тюремное заключение. Между прочим, в России новый закон применялся всего лишь несколько раз, и пока самым суровым наказанием было 200 часов обязательных работ, к которым был осужден житель Ижевска, опубликовавший оскорбительное для мусульман изображение.
А зачем защищать символы? Просто приведу два банальных примеров. Любой из туристов знает, что по-пионерски погасить костер в лесу — доброе дело и хорошая традиция: «Девочки отвернулись, мальчики, гасим костер». Но если это Вечный огонь, то это уже оскорбление символа. Или другой пример, мы вольны выбирать для мытья полов любую тряпку. Но если это флаг нашей страны, то мы совершаем преступление против государственной символики. Ни в коем разе нельзя карать за отсутствие патриотизма, религиозного чувства или сочувствия. Но можно и нужно карать за действия.
Так что, дорогие мои друзья, давайте просто уважительно относиться друг к другу, вне зависимости от того, во что мы верим или не верим. Нас же в детстве еще мамы учили: «Не надо ломать чужие игрушки. Тогда и твои целыми будут».
Автор:Владимир Глинский
Читайте нас: