Все новости
Мнение
10 Сентября 2016, 09:00

Как не попасть в слова-капканы

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Владимир Глинский
Журналист, блогер
«Мой муж сидит в тюрьме по ложному обвинению в патриотизме!» И если вам покажется, что это фраза из какого-нибудь очередного романа-антиутопии, то вы неминуемо ошибетесь. Я ее услышал в телесериале «Turn», посвященном времени войны за независимость североамериканских штатов.
Дело в том, что тогда население североамериканских колоний разделилось на «лоялистов», верных Британской короне, и «патриотов», принявших сторону континентального конгресса. И для первых слово «патриот» было не только бранным, но и достойным смертной казни лишь за сам факт его существования.
Слова-ярлычки имеют над нами страшную властную силу. Очень часто, пытаясь понять происходящее вокруг нас, мы препарируем действительность скальпелями привычных ярлыков, а потом удивляемся, почему она настолько непредсказуема и непослушна. Кстати, именно этот ни к чему не обязывающий сериал позволил мне понять, почему США всегда будут на стороне Украины, а не России. Американцы, как, собственно, и все мы, всё рассматривают через призму своей истории. И для них парадигма «Британская корона — американские колонии» совершенно аналогична парадигме «Российская империя — Украина». А значит, для них абсолютно несущественно, какая из сторон обладает моральной правотой. Несущественно, что украинцы занимали в Российской империи и в СССР одну из лидирующих позиций в элите и руководстве страны, что было совершенно немыслимо для американских колонистов, которые обладали меньшими правами, нежели жители метрополии. И даже тот факт, что в Российской империи и СССР просто никогда не существовало тех условий экономического неравенства территорий, из-за которых и началось когда-то Бостонское чаепитие, для современных американцев тоже несущественно. Существенно для них лишь одно: «бывшая колония обретает свободу», а, значит, она всегда и во всем будет права.
Но не будем о политике, поговорим о том, что окружает нас. Когда мы говорим, что наша жизнь по воле прогресса становится комфортнее, мы даже и не предполагаем, что в реальности картина абсолютно противоположна. Что может быть удобнее, к примеру, сотовой связи? Мы настолько привыкли, что она есть везде и всегда, что даже просматривая старые фильмы, иногда изумляемся, почему герой не может разрешить недоразумение, достав «мобилу» и сделав лишь один короткий звонок. Правда, тогда и фильма-то не было. Но задумывались ли вы, сколько времени из жизни теперь отнимает у вас эта небольшая коробочка, напичканная электроникой? А сколько денег? Моя коллега недавно сломала свою мобилку и уже второй день плачется: «Даже не знаю, как жить без сотовой связи. Чувствую себя тоскливо, словно друга потеряла». Нет, родные мои, это не комфорт — это зависимость. Попытайтесь посчитать, сколько времени в день вы тратите на необязательные для жизни и развития высокотехнологические радости. Полистал ленту в фейсбуке, сходил на Пикабу и день закончился, словно и не было.
Или еще одно слово-западня: справедливость. Боже, сколько копий мы ломаем ради нее, но я заметил одну занятную закономерность: стоит в нормально работающем коллективе заговорить о справедливости, как коллектив тут же распадается на враждующие кланы, а работа превращается в банальный саботаж. Собственно, и Советский Союз когда-то сломало именно это слово. Общество возопило к государству: «Ты несправедливо!» Государство обиделось и сказало: «Да, несправедливо, а теперь живите сами как знаете». Вот и живем, а справедливости все нет и нет.
И таких слов-обманок очень много: демократия, либерализм, патриотизм, свобода, независимость. Дай Господи нам окончательно не заблудиться в них, и тогда, может быть, мы не доживем до оруэлловского 1984-го года.
Автор:Владимир Глинский
Читайте нас: