Все новости
Мнение
6 Августа 2016, 09:00

Какие памятники нужны Уфе?

Владимир Глинский
Журналист, блогер
Уже, пожалуй, только совсем ленивый не успел написать о том, что в Уфе на пешеходной зоне улицы Ленина появилась аллея скульптур «ArtTerria». Событие не из рядовых — не так часто нас радуют подобным пиршеством духа, но я не об этом.
Не буду ничего говорить об авторских замыслах, все они имеют право на существование. Меня удивило лишь то, что по их исполнению, остается довольно странное послевкусие: словно бы все здесь наметано на живую нитку, и даже гранит в результате стал выглядеть как банальный гипс. Но опять же я не об этом.
Вот скажите мне, друзья, положа руку на сердце. Хоть одна из этих скульптур расскажет какому-нибудь случайному пришлецу хоть что-то о нашем городе, его истории, его людях? Сомневаюсь. И вот здесь включилась моя фантазия.
Представьте себе такую скульптурную композицию: скамейка, на ней сидит усталый мужчина средних лет с чемоданчиком и беседует с женщиной, которая баюкает коляску, а в это время из кустов к чемоданчику тянется злодейская рука. Подпись: «Андрей Платонов и Сережа Довлатов». А при чем здесь рука, спросите вы? А при том, что именно в нашем городе у Андрея Платонова, когда он пребывал здесь в эвакуации, кто-то тиснул чемодан с рукописью нового романа. Хорошо, а где же Сергей Довлатов? В коляске, други мои. Ибо есть такой анекдот, что Андрей Платонов своего рода благословил Сергея Довлатова на литературное поприще, случайно погладив его младенческие кудри.
А на речке можно посадить с удочкой скульптурную фигурку мальчика – юного Аксакова, сбежавшего со своей Голубиной слободы на Белую.
А чем не тема для скульптурной группы история с Борисом Развеевым, когда он по Ленина прогуливал свинью?
Конечно, было бы грехом забыть про Александра Эрастовича Тюлькина, нашего прекрасного самобытного художника и учителя. Мне почему-то он так и видится вышагивающим по городу с мольбертом на плече и вглядывающимся в наши лица.
Или представьте, у нашего любимого театра оперы и балета стоит могутная фигура молодого Шаляпина, который, в задумчивости сбив рукой картуз на затылок, перечитывает афишу современного репертуара.
Согласитесь, такие скульптуры останутся в памяти надолго, а самое главное, не придется потом долго перебирать в голове: «Ах, где же я видел эту чудную гранитную головоломку, в которой то ли лев пожирает чудо-юду, то ли это чудо-юдо размножается почкованием? В Воронеже? А может в Перми? Мда, нельзя так много ездить, все в какой-то винегрет смешалось».
Но ведь каждый из нас сможет вспомнить, даже если и не видел ни разу, где стоит памятник Фаготу и Коровьеву? Причем мы способны не только город назвать, но даже и адрес той «нехорошей квартиры», у которой они стоят на страже.
А теперь серьезно, мы можем сколько угодно говорить о необходимости работы над туристической привлекательностью Уфы, но, если не обращаться к ее истории, к ее духу, к ее именам, да и к ее мифам, все эти слова так и останутся ФДП – фиктивно-демонстрационным продуктом. Это когда все пыхтели, все работали, а результатом все равно выходит лишь дырка от бублика.
Автор:Владимир Глинский
Читайте нас: