Все новости
Мнение
4 Августа 2016, 09:00

Митингуй, не митингуй...

Нурия Мухаметдинова
Журналист
Пакет Яровой никому не понравился. Возмущались все: от школьников до профессоров. Мы подписывали петицию против и обсуждали последствия законопроекта на кухнях. Поэтому тема митинга, заявленного в листовке «Митинг против принятия пакета Яровой», должна была бы вызвать резонанс. Возможно, в каком-то лучшем из миров так оно бы и было. В какой-то альтернативной Уфе борцы за гражданское общество собрали бы сотни тысяч сторонников, они бы принесли транспаранты и скандировали лозунги против нарушения права на тайну переписки, отстаивали бы свои свободы и требовали соблюдения конституции. Но в нашей измученной жарой Уфе на площади перед Домом культуры «Химик» собралось не более 70 человек.
Мой друг ждал меня под деревом чуть в стороне от основного скопления активистов. Я опаздывала. Пока я пыталась угадать, кто из пассажиров моей маршрутки тоже едет на митинг, к другу подошли полицейские и потребовали показать документы. «Ты почему тут стоишь один?» — спросили они. — «Как-то это подозрительно». Нервные шуточки о том, что тут половина собравшихся из органов и собирает сведения о неблагонадежных политических активистах, так и просились наружу. «У этого идеально выбритый затылок, это подозрительно», — показал мне знакомый на невозмутимого гражданина в шортах, тапках и с огромной сумкой, где уместилась бы куча аппаратуры для слежки. Подозрительные мамы с колясками, подростки и пенсионеры, несколько интеллигентского вида подозрительных парочек... Но основной костяк составляли старые политические игроки из оппозиции. Около импровизированной сцены начали раздавать листовки и говорить речи. Звездой стал парень, одетый в пакет, с которым все фотографировались. Довольно скоро риторика скатилась в поле «крымнаш» и нищенских пенсий. Было как-то неловко стоять и причислять себя именно к этой общности. Мы с друзьями сбились в кучку и шутили. «Ну почему у нас если ты против какого-то законопроекта, то автоматически общественное мнение причисляет тебя к либералам? Лично мне либерализм вовсе не близок», — так сформулировала свою позицию подруга. «Почему так быстро ушли с темы митинга? Можно было более подробно рассказать о вреде для экономики, кошелька и модернизации производства. А они тупо скатились в критику власти, в том числе местной», — огорчился мой подозрительный друг.
Между тем, на сцене друг друга сменяли спикеры. Наконец, дали слово гражданским правозащитникам и даже человеку, поддерживающему пакет Яровой. Его, правда, быстро освистали и отобрали микрофон. Я стояла и не понимала, зачем же все-таки пришла сюда. Наверное, все же очарование словосочетания «правовое общество» пленяло меня. Или это истории о том, что в правительстве могут прислушаться к мнению людей, которые доверили им законотворчество? Или русская вера в хорошего царя? Мол, царь, послушай, закон сырой, непродуманный, он противоречит сам себе и в принципе невыполним. Давай мы тебе покажем, как лучше, а ты прислушаешься и изменишь его?
Солнце спряталось за тучу, митинг закончился, люди начали расходиться по домам. Я чувствовала разочарование. Конечно, митинги прошли в нескольких городах, но именно у нас я просто физически ощущала его бесполезность и общее уныние. Игрушечный протест по серьёзному поводу. Игрушечная оппозиция, игрушечный народ, игрушечная я. Вся политика казалась какой-то глупой игрой, в которой для обычного человека нет никаких прав, только возможность смотреть, как играют другие и реагировать у себя дома, чтоб никто не услышал. Сейчас многие смотрят, как другие люди проходят игры и эмоционально рассказывают об этом. Что же, с реальной политической жизнью, похоже, происходит то же самое! Мне только интересно, наступит ли тот момент, когда люди захотят вернуть себе джойстик, или мы уже потеряли веру, что это возможно?
Автор:Мухаметдинова Нурия
Читайте нас: