Все новости
Мнение
19 Июля 2016, 09:00

Реквием по мечте: почему мы попрощались с Турцией

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Игорь Савельев
Писатель
Увы. Надежды большинства жителей России на то, что турецкие курорты откроются снова, в эти выходные были похоронены окончательно, и очень похоже, что теперь — если не навсегда, то очень надолго. Когда в ноябре прошлого года Турция сбила российский бомбардировщик Су-24, всё это довольно долго выглядело как недоразумение, которое вот-вот разрешится. В конце концов, идет война (с присущей ей неразберихой), тем более война очень запутанная: там не две силы, не два враждующих лагеря, как это почти всегда бывает. Там правительство Сирии отдельно, т.н. «умеренная оппозиция» отдельно, ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация) отдельно, страны НАТО отдельно, и Россия тоже отдельно, и все вроде как друг против друга, хотя представить такую «многоходовку» психически здоровому человеку сложно. Не так удивительно, что кто-то кого-то в этом хаосе сбил. Удивило, скорее, то, с каким упорством Турция выставляла это сознательным решением на высшем уровне и отказывалась даже от церемониального извинения. Полагаю, никто в России, в том числе и в Кремле, не ожидал такого резкого обострения отношений со страной, которая еще за месяц до этого позиционировала себя как «единственного друга России в Европе» — на фоне всеобщих санкций. Полагаю, отсюда и такая острая реакция.
В ноябрьской колонке по свежим следам событий с Су-24 я подробно рассказывал, как разворачивается «борьба со всем турецким», в том числе, и в Уфе. В салонах кожи и меха, которые я обзванивал, просто боялись брать трубки, стройки замерли, пивоваренный бизнес пошатнулся, а представительство «Турецких авиалиний» на улице Кирова активисты оклеили плакатами «Бойкот» и «Пособники террористов», под ликующие интонации одного из местных телеканалов. Такой «чести» в Уфе не удостаивались до этого ни представительства каких-либо американских организаций (если таковые, конечно, еще есть, в чем я сомневаюсь: американский читальный зал закрыли даже в Библиотеке иностранной литературы в Москве), ни украинцы, ни грузины, или кого мы там вспомним, разматывая список «главных врагов» в обратном направлении. Турция упорствовала больше полугода: только три недели назад президент Эрдоган принес официальные извинения (вдруг, потому что никто уже не ждал). Собственно, сегодня, задним числом, случившаяся в эти выходные попытка военного переворота многое объясняет: эти резкие метания от желания войны к желанию мира. Вероятно, рычаги принятия решений уже давно начали вырывать друг у друга разные люди (и разные силы). С другой стороны, сегодня очень удобно повесить на «заговорщиков» любые старые промахи, что мы и наблюдаем: турецкое руководство заявляет, что среди путчистов — и летчик, сбивший российскую «сушку», и чуть ли не тогдашний главком ВВС...
Дело даже и не в этом. Россиян больно задело то, что для них были закрыты турецкие курорты. Обычно этот вопрос являлся в прессе и блогах предметом дискуссии о патриотизме. Мол, да как вы можете хотеть отдыхать в Турции, если они убили нашего летчика, и т.д. и т.п. Удобно, конечно, требовать от простых людей, причем из не самых богатых, скажем так, слоев, быть беспрекословными солдатами в сложной геополитической игре. «Характер нордический, выдержанный». Но имеют люди право хотя бы огорчиться? Уж было от чего: Турция давно стала единственным местом дешевого, но относительно качественного отдыха на море. Те, кто кричит «Как вы можете?!», пусть лучше попробуют объяснить, почему на российских курортах соотношение «цена — качество» расползается в совершенно противоположные Турции стороны. И что делать, например, семьям с маленькими детьми, если российские курорты для отдыха с ними не приспособлены. Ладно, отдельная и болезненная тема...
Турков пустые отели задели, надо думать, еще больнее, и вот уже накануне госпереворота (как мы сейчас знаем) президент Эрдоган отчаянно дернул с «полного вперед» на «полный назад». Русские снова были объявлены лучшими друзьями, а встречу первых чартеров из России в турецких аэропортах превратили чуть не в национальный праздник, транслируя во всех тамошних теленовостях. Вовсю шел сезон отпусков, и многие знакомые повисли на телефонах, выясняя, когда же будут пущены первые чартеры из Уфы: казалось, что это вопрос нескольких дней. И вот — сначала теракт в стамбульском аэропорту, а теперь и путч. Дело не в том, кто там более «пророссийский», а кто менее (есть версия, что, победи военные, они бы встречали российских туристов еще более радушно). Дело в том, что решение Росавиации закрыть всё авиасообщение с Турцией — чего не было даже после ноябрьского обострения отношений (регулярные рейсы оставались всегда) — только подтвердило печальное осознание, открытие всего российского общества. Турция действительно переродилась — причем в короткий срок — из «предбанника Европы», как ее иронично называли (но всё-таки по всем основным показателям — европейской, развитой, успешной страны), в какой-то филиал Ближнего Востока, аналог то ли Ирака, то ли Афганистана, где носят «калашников» и паранджу. Не может быть отдыха в таких странах, и это, похоже, надолго. Так что повесьте магнитик с турецким пляжным пейзажем на видное место: больше вы этого не увидите. Иран в 70-х тоже был респектабельным, успешным, богатым светским государством, и что там сейчас?
Самое печальное, что Турция сама этого добилась. Эрдогана называют «самым известным правителем после Ататюрка», и да, пожалуй, это так: на протяжении 60 лет между ними скучно, бюрократически, по-европейски сменялись после своих коротких сроков безликие президенты. Эрдоган, пожалуй, был первым из них в новейшей эпохе, кто решил примерить лавровые венки отца нации, и вот уже больше десяти лет турецкое общество пребывает в истеричной риторике «Если не Эрдоган, то кто?», «Не надо раскачивать лодку» и т.д. При этом, если Ататюрк насаждал светское государство (кстати, по образцу СССР), то Эрдоган и его команда сделали противоположную ставку, захотев сделать Турцию лидером исламского мира и наворотив таких духовных скреп, что нашим Яровым с Мизулиными до этого еще далеко. До истории с Су-24 и последующими событиями президент Турции попадал в поле зрения мировых СМИ, в основном, в связи с тем, что запрещал соцсети, сатиру в СМИ, критику в СМИ, разводы подчиненных, выступления полуобнаженных «групп поддержки» в спорте и чего-то там еще.
Все-таки есть во всем этом какая-то взаимосвязь. Если можно использовать термин «мракобесие» без прямой связи с религией, то я бы так и сделал, потому что дело не именно в исламе. Все-таки излишне настойчивое желание «вернуться к истокам», похоже, кончается откатом в негуманные времена, что доказывает и история Ирана и Афганистана в 80-90-е годы, и происходящее сегодня с Турцией. Все-таки и история с российским Су-24 шокировала, прежде всего, средневековой логикой: чуть что — «голову с плеч!» (а извиняться — якобы слабость!), и постоянные новости о том, что в стамбульском аэропорту кто-то кого-то убивает — то террористы, то террористов, то путчисты, то путчистов. Возможно, дальше так и будет продолжаться. Афганистан, вон, уже 40 лет так живет, в какой-то момент скатившись почти к первобытному обществу, кажется, даже без решающего вклада советских или американских военных.
Поучительный пример?
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: