Все новости
Мнение
5 Июля 2016, 09:00

Почему уфимцы никогда не интересуются, кто виноват в техногенных ЧП?

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Игорь Савельев
Писатель
Жизнь уфимцев — почти как в рекламе новозеландских сыров — «нетороплива и старомодна». Каждое ЧП обсуждается с большим энтузиазмом. В выходные таким ЧП стало массовое отключение электричества, какого еще не видела Уфа. Помимо большей части города, происшествие затронуло и ряд других районов Башкирии, а также окрестных областей. Где-то свет мигнул на минутку, где-то без электроэнергии сидели почти весь день, причем это затронуло и стратегические производства, так что шума и конспирологических версий было много. И вот что интересно: сообщение о реальных причинах где-то затерялось. Лишь в глубинах новостных сайтов мне удалось раскопать невзрачную новость о том, что при укладке труб рабочие задели кабель высоковольтной линии «Буйская — Уфимская». «В результате центральная часть Башкирской энергосистемы выделилась на изолированную от Единой энергетической системы России работу с дефицитом мощности», — сложносочиненно сообщает Минэнерго. Оно же сообщает, что без света в Башкирии остались 703 тысячи человек, в Челябинской области — 430 тысяч, в Оренбургской — 4,8 тысячи. Большинство СМИ не стали вдаваться в подробности — кто, где и как повредил кабель, и кто будет за это отвечать, а ограничились туманным выражением «Массовое отключение электроэнергии произошло из-за системного сбоя на сетях «Башкирэнерго»: это шло под заголовком «Установлена причина...»
На самом деле, потребителям (по крайней мере, активным «потребителям» социальных сетей) это было уже не интересно. Как обычно, поднялась волна веселого визга на тему «ой-что-делается-апокалипсис». Новое развлечение!.. Блогеры передавали друг другу байки об авариях на нефтезаводах, якобы случившихся по причине тотального обесточивания (как обычно: «От народа скрывают!..»). Журналисты не слишком от них отставали, строя самые невероятные версии и раздувая последствия. Как пошутила одна известная в нашей блогосфере дама, журналисты мучаются, пытаясь без света и интернета сообщить уфимцам, у которых нет света и интернета, что у них нет света и интернета. Словом, новое развлечение! А когда уже отшутились, отсмеялись, кому интересны причины?..
Не так давно я уже писал колонку на тему новейших техногенных аварий в Уфе. Сделав обзор весенних «ремейков фенольной катастрофы» (разлив дуста в Уфимке и утечка газового конденсата в Деме), я не затронул другую важную тему: хронического отсутствия виновных. В первом случае речь шла о некоем химическом производстве, во втором кто-то пытался сделать врезку в трубу: и там, и там виновных точно установить не удалось. Более того, несколько раз после этого история повторялась: например, в начале июня сильнейший химический запах, до того свойственный только северным окраинам вроде Черниковки, наблюдался и в центре Уфы. Тогда официальные органы телились-телились и, наконец, объяснили это прорывом канализации на улице Блюхера, от которой до центра — добрый десяток километров. Сомнению эту версию не подверг только ленивый. Но активным поиском альтернативной версии не занялся практически никто. Каждый раз соцсети и пресса оживленно обсуждают очередное экологическое, техногенное ЧП, но практически никогда не подступают вплотную к вопросу, кто виноват, хотя, откровенно говоря, выбирать у нас особо не из кого. В городе работают всего два — три химических «монстра», а некоторые типы веществ и вовсе производятся только одним предприятием.
Почему в поисках виновных не преуспевают те контролирующие органы, кому это положено, понятно. Разнообразные надзоры и разнотипные прокуратуры вообще нечасто трогают монополистов. Это не тайна: какой-нибудь нефтяной или газовый гигант в управлении региона значит больше, чем иное министерство. По сути, это власть. Власть не гнобит саму себя. Гораздо интереснее, почему этот вопрос почти никогда не интересует тех самых «активных горожан», которые пишут статьи, колонки и посты в своих блогах-тысячниках. Эти горожане предпочитают другой тип реакции: покричать, повозмущаться очередному выбросу или утечке, но начисто утерять интерес, как только дело доходит до рутинного установления виновных. Это уже не так весело. Чаще всего химический запах (вкус воды, отсутствие света и т.д.) становится поводом именно для разнообразных хохм, демотиваторов, анекдотов и городских легенд. Вопрос о том, кто виноват или как сделать так, чтобы это больше не повторялось, не входит в рамки этих жанров.
Так и живем: в ритме КВН, весело, с огоньком, но ничего не делая для того, чтобы действительно решить проблему. Наоборот. Если «безымянный» химзавод прекратит выпускать газы, о чем же мы будем шутить?
Разве не так?
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: