Все новости
Мнение
21 Июня 2016, 09:00

Чем российские партии отличаются от плохих студентов

Игорь Савельев
Писатель
Никогда не писал колонки к выборам, но надо же когда-то начинать. В этом году думские выборы пройдут в сентябре, и несмотря на то, что лето традиционно считается «мертвым сезоном», основные наши политические партии работают на всю катушку: в основном, на ниве саморекламы... Иногда эта активность выглядит немного странно, а иногда и кощунственно, когда очередным поводом попиариться становится трагедия. Я пишу эти строки, когда только появляются подробности трагедии в Карелии, где во время шторма на озере с непроизносимым финским названием погибли 14 детей. Я не сомневаюсь, что гневные заявления от политических партий (отдых детей был организован не так, а мы знаем — как надо) посыплются вечером, как из рога изобилия...
Чаще всего активность в области самопиара не так кровава. Недавно мы с женой катили коляску по окрестным дворам, и в одном из них увидели многолюдное собрание жильцов. Меня заинтересовало, я подошел, потому что устроено собрание было явно посторонними, не самими жильцами. Один вещал в качестве спикера, второй проворно раздавал какие-то брошюры и бланки заявлений. Жильцы вразнобой жаловались на проблемы с ЖЭКом, квартплатой, чердаком и подвалом, но держались настороженно и периодически переспрашивали у благодетелей, а кто они вообще такие. Конкретики в ответах было маловато. Наученный годами работы на криминальной хронике, я сразу заподозрил мошенников. Вообще, знайте: если вашим домом управляет не активное ТСЖ, а всё тот же советский УЖХ, и вообще особой активности среди жильцов не наблюдаете, то вас на «собрание», скорее всего, вызывают мошенники. Сфера их деятельности разнообразна. Чаще всего они стращают всех немедленной покупкой и установкой каких-либо счетчиков, прикидываются сотрудниками какой-либо муниципальной структуры, но на самом деле это не слишком честное коммерческое предложение. Но может быть и не так невинно: недавно слышал от знакомых историю о том, как очередные «благодетели» завели гневный разговор о квартплате, а не успел народ опомниться, как уже пошли по квартирам смотреть квитанции, а на самом деле — продавать БАДы... Так что к выступлениям во дворе соседей я прислушался внимательно, но быстро понял, что это всего лишь пиар-кампания в Уфе одной из думских партий.
Прошло немного времени, и объявлениями о собрании они оклеили уже наш дом. Партийная символика присутствовала, но как-то стыдливо и в уголке. Зато в лихости формулировок смелости было не занимать: «Приходите на собрание жильцов нашего (!) дома. Будут рассмотрены ВАЖНЕЙШИЕ вопросы: как уменьшить размер квартплаты, как получить доход от общедомового имущества, которое сейчас используется сторонними лицами, как не дать украсть наши платежи за капремонт, как сделать перерасчет за отопление...» С огоньком! Правда, с таким огоньком, чтобы соблазнить всех скопом: например, наш дом далеко от красной линии, и никаких магазинов на первом этаже у него нет, то есть ничего «общедомовое» никем не используется...
И вот, спустившись на собрание, я стал свидетелем коммуникационной катастрофы, как называет эту ситуацию лингвистика. На все многочисленные вопросы жильцов нашего дома у лощеного спикера, прибывшего к нам из партийного штаба, был один ответ: «Создавайте совет дома! Мы поможем! Вот, кстати, бланки заявления». У него спрашивали: чем вы поможете? И начиналась сказка про белого бычка. Ему говорят: вот, у нас на доме долг 700 тысяч, потому что в подвале вода течет. Уже месяц ходим в ЖЭУ, ругаемся. Он: «Прекрасно! Создавайте домком! Мы поможем»! Надо их разоблачить!» Ему объявляют, что уже разоблачили, и заявления писали, а вода всё течет… «На крыше что-то починили на 300 тысяч, я захотела посмотреть, что там за работы сделали, — рассказала активная пенсионерка из первого подъезда. — Не пустили! Сначала неделю говорили, что ключ от чердака потерялся, потом неделю — что замок сломался, потом вообще стали бросать трубки». — «Во-от! Надо создавать домком! Мы поможем!» — «А чем именно поможете?» — «Мы потребуем ключ на чердак!..»
Разошлись, конечно, ни с чем. Но мне эта партийная активность накануне сентября напомнила активность студента, которая особенно заметна во второй половине декабря или мая, то есть за недельку-две (это в лучшем случае) до окончания семестра и начала сессии. Несколько лет я немного преподавал в БГУ, параллельно с журналистской работой, и насмотрелся на повадки такого «активиста». И руку тянет, и рефераты тащит, и на первой парте хлопочет лицом, и под дверью кафедры, как верный пес, ждет. Одна проблема: не ходил весь семестр. Спохватился, когда прошли все сроки, чтобы из универа не вылететь. Это не обязательно «плохой студент» в его классическом понимании. Нет, он может даже что-то знать, потому что действительно учил трое суток без перерыва. И какой-то минимум лабораторных он может сдать, потому что трое суток писал. И как бы даже зачет в конце концов формально заслужил, но ты знаешь, что с сентября или февраля ты его не увидишь в аудитории, и к следующей сессии будет та же история.
Ладно, не буду изображать святошу, мы с друзьями сами так учились по некоторым предметам. Ладно, по многим. И всё хорошо знакомо, и это чувство, когда сам веришь в свой трудовой подвиг, потому что трое суток не спал и считаешь это подвигом, который гад-препод не спешит оценить... Но Государственная Дума все-таки — не второстепенные предметы в универе. И от того, что Вася Иванов лоботряс и вот-вот сменит студенческую скамью на казарму, никому, кроме его родителей, не холодно и не жарко, а вот от того, что парламент, принимающий законы, которые определяют нашу жизнь, превратился в место встречи таких вот Вась Ивановых... Результаты мы все видим.
Ладно студенты — 20-летние балбесы. В конце концов, дело молодое, пусть развлекаются, потрудиться и взяться за ум еще успеют (а многие, кстати, не развлекаются, а подрабатывают и поэтому не ходят на занятия). Но депутаты-то что делали пять лет? Где были их собрания у подъездов? Проводить их за три месяца до выборов — это так же насквозь-прозрачно-позорно, как начать ходить на занятия за три дня до сессии, по-собачьи заглядывая в глаза с первой парты.
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: