Все новости
Мнение
31 Мая 2016, 09:00

Новыми «врагами народа» в Уфе оказались велосипедисты?

Игорь Савельев
Писатель
Язык мой — враг мой. Эту нехитрую истину пора бы заучить спикерам мэрии Уфы, чтобы не наступать каждый раз на одни и те же грабли. Не успел еще затихнуть скандал, подхваченный, в том числе, и многими федеральными СМИ: слишком уж вызывающей была цитата, которую все дружно выносили в заголовки. Якобы мэр Уфы, комментируя состояние дорог в городе, произнес сакраментальную фразу «Источник грязи у нас — народ». Дальше следовало пояснение, несколько снижавшее накал: «Это мы с вами, причем это не зависит от социального положения». Но такая примиряющая ремарка уже не спасла градоначальника от вала возмущенной критики. Между прочим, возмущение было не вполне справедливым. Мы с коллегами несколько раз переслушали кусочек аудиозаписи с тем самым выступлением мэра. Там, где многие услышали «народ», кто-то параллельно и очень «удачно» кашлянул в микрофон, и слово трудно разобрать. Это равно похоже и на то, что все услышали, и на такой вариант: «Источник грязи у нас определён, это мы с вами». Но если это так, и мэра оклеветали, неправильно услышали, то почему не последовало никаких опровержений? Администрация Уфы сохранила полное молчание.
Прошел месяц, и вот новое неоднозначное высказывание. Конечно, не такое одиозное, как про народ, но зато и на чей-то кашель его не спишешь: всё официально, чёрным по белому, прописано на сайте городской администрации. Заявление мэрии от 26 мая посвящено прошедшему накануне массовому заезду на велосипедах и озаглавлено красноречиво: «Во время «Дня 1000 велосипедистов» в городе орудовали вандалы». Тут надо сделать маленькое пояснение для тех, кто совсем не в курсе, хотя вряд ли в Уфе много таких. Еще пару лет назад, когда на велопробег выехали семь тысяч человек, это мероприятие объявили самым массовым велозаездом в России. В этом году на маршрут выехали уже более 12 тысяч уфимцев. По сути, «День 1000 велосипедистов» стал одной из визитных карточек Уфы, и не надо объяснять очевидную вещь, что такая пропаганда двухколесного транспорта — явление со всех сторон положительное: и с точки зрения экологии (как известно, автомобили портят нам воздух уже сильнее, чем пресловутые нефтезаводы), и с точки зрения здорового образа жизни. Это удачно смыкается с работой по созданию велодорожек, инфраструктуры, в общем, со всем, что и в других российских мегаполисах, и во всем мире считается нужным и прогрессивным. Всё со всех сторон хорошо, но тут появляется заявление мэрии в стиле сообщения ТАСС о разоблачении врачей-убийц.
«На склоне уфимского амфитеатра, где проходил финальный сбор велосипедистов, от хулиганских действий неизвестных лиц серьезно пострадали системы искусственного освещения и полива. Городскому хозяйству нанесен значительный ущерб, который предварительно оценивается в сотни тысяч рублей». Ok. Допустим. Эмоциональный текст мэрии (процитирован самый беспристрастный его фрагмент) вызывает два вопроса. Первый касается фактической стороны. Уже и лидер велосипедного движения Раиль Габдуллин заявил, что велосипедисты были не единственными, кто собирался в эти дни в уфимском амфитеатре. Дополню это свидетельством, которое разместил в комментариях в фейсбуке уфимский блогер и журналист Ильдар Ахмадеев: «Лично видел ранним утром «Дня 1000 велосипедистов» пьяных выпускников, которые плясали на системах освещения». Почему-то в этот вариант верится охотнее, чем в то, что во время организованного мероприятия, одним из участников которого был, кстати, глава республики, в присутствии полиции, прессы и т.д. какие-то молодчики безнаказанно и на глазах у всех крушили фонари. Но это, как говорится, следствие разберётся. Меня как человека, работающего со словом, смутило в заявлении мэрии другое: немотивированная агрессия в адрес движения велосипедистов вообще.
Да, в тексте делаются дежурные реверансы на тему того, что «велосипедисты, в большинстве своем, любят столицу и бережно относятся к городскому пространству, но, к сожалению, среди них оказались и те...». Но это не меняет общий стиль послания, полного неологизмов вроде «велохулиганы». Особенно дикой мне показалась первая фраза: «Развитие велоинфраструктуры, вместе с очевидной пользой для города, к сожалению, порождает и ряд негативных явлений». Кто видит здесь логику, поднимите руки. Это значит, что вандалы появились благодаря инфраструктуре? Не было велодорожек — не было проблем, а как только построили, так полезли из всех щелей? Велодорожки привели злодеев непосредственно к столбам? Хулиганы бы не решились выйти на улицы, если бы не специальные дорожки для хулиганов? Кто-нибудь что-нибудь понимает? И как, в таком случае, понять, что город сам же активно создаёт эту инфраструктуру и называет это прогрессивным явлением?
Налицо некоторое раздвоение личности, или... Или просто неаккуратная работа со словом. История с «Источник грязи — народ», часть вторая, потому что в первой мэр Уфы тоже имел в виду вполне разумную вещь: не надо парковаться на газонах, а потом растаскивать землю по дорогам.
И здесь тоже — по сути, разумно: есть среди велосипедистов хулиганы? Вероятно, да, как и среди пешеходов и автомобилистов. Надо бороться с хулиганством? Да? Зачем же было замахиваться на всех велосипедистов, бросать тень на хорошую, нужную акцию и, тем более, вплетать в это инфраструктуру? Многие пешеходы и так недовольны, что их пространство потеснили велодорожки. Теперь их неприязнь только усилится.
Так что иногда лучше десять раз подумать, прежде чем написать.
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: