Все новости
Мнение
3 Мая 2016, 09:00

Кто пытается «заморозить» акцию «Бессмертный полк»?

Игорь Савельев
Писатель
Несколько дней назад российская пресса распространила неожиданную новость. Собственно, ее нельзя списать на то, что журналисты что-то передергивают, сгущают краски, или что всё это утка от какой-нибудь очередной «пятой колонны». Источник — официальное сообщение на сайте правительства Саратовский области.
Губернатор региона Валерий Радаев объявил выговоры вице-губернатору Денису Фадееву, вице-премьеру Михаилу Горемыко и министру (председателю госкомитета) Борису Шинчуку. Не знаю, конечно, как там в Саратовской области, а в целом такая массовая и публичная выволочка для высших чиновников региона (тем более такая, которая неизбежно попадёт в федеральную прессу) — редкость для России. Не помню, чтобы что-то подобное было, например, у нас в Башкирии.
Повод для выговора многим показался спорным, тем более что чиновники в регионах нередко оказываются в центре и более серьёзных скандалов, но губернаторы обычно молчат. Здесь же чиновники пострадали за то, что вводили квоты на участие во всероссийской акции «Бессмертный полк», то есть, судя по сообщениям СМИ, определяли, какая школа и какой завод сколько «благодарных потомков» должны вывести на шествие. Реакция губернатора была быстрой и однозначной: «Считаю это безграмотным шагом чиновников, использующих по старинке добровольно-принудительный принцип. Считаю, что подобные действия чиновников недопустимы. И если мы говорим о личной ответственности, то ее понесут должностные лица». Саму акцию глава региона назвал «уникальным примером гражданской активности и патриотизма», которому «не нужны никакие разнарядки и указ сверху».
Разумеется, если бы губернатор не проявил принципиальность, саратовские «разнарядки» (да только ли саратовские?) не привлекли бы широкого внимания. За это многие его и осудили: зачем, мол, бросать тень на святое, портить праздник? Думаю, тут нет предмета для дискуссии. Чиновники покусились на действительно важное. Так сложились, что они часто — даже из благих побуждений — действуют примерно как Снежная Королева, то есть замораживают всё, к чему прикасаются. Примеров в новейшей истории можно найти немало. К сожалению, то, что связано с Великой Победой, тоже не раз оказывалось «заморожено» чиновничьей обязаловкой, когда то, что вызывало отклик в душах тех же школьников, превращалось в обязанность, умерщвлялось пафосом и официозом. Это началось еще в 70-е годы, но (в том числе) в политических целях Победу многообразно используют и сегодня. Можно сказать, что ее знамя за последние десятилетия не раз пытались запятнать именно те «наследники» и «потомки», которые призывают как раз к официозно-почтительному отношению. Вспомнилась фотография, недавно разошедшаяся по соцсетям. На тротуаре стоит навороченный чёрный джип (кстати, немецкой марки), весь уклеенный георгиевскими ленточками и надписью «Спасибо деду за Победу!» Ниже кто-то приклеил бумажку: «Не мешай деду пройти по тротуару».
На фоне иного официоза акция «Бессмертный полк», впервые проведенная в 2012 году в Томске, казалась и кажется глотком свежего воздуха. Она стала популярной во всей России и многотысячно дошла до Красной площади в прошлом году безо всяких чиновничьих разнарядок и высокомерного покровительства правящих партий. Более того, вмешательство некоторых чиновников и политиков только нанесло ущерб акции. Я имею в виду сейчас известный кадр, опубликованный в прошлом мае Департаментом культуры Москвы на его официальной странице в фейсбуке, а оттуда разошедшийся по десяткам газет. На фото глава департамента Александр Кибровский и известный политик, он же байкер, он же Хирург — Александр Залдостанов. Они несут портреты, видимо, своих близких — участников войны. Некто сразу за ними несет портрет Лаврентия Берии. Не знаю, окружали ли их случайные люди или только политико-чиновники (потому что там же фотографировался, например, член правительства Оренбургской области). Надеюсь, что первое, и портрет Берии нес случайный человек (поступок не без иронии, потому что Берия, как член советского командования, также может считаться ветераном войны). Но чиновники, делавшие публикацию в соцсетях, не слепые и вполне осознавали свои действия, как и возможную реакцию.
То ли чиновники шутят, то ли политики троллят, то ли кто-то что-то вбрасывает, но, честно говоря, не хочется в этом разбираться. Хотелось бы, чтобы акция «Бессмертный полк» и чьи-то политические «хотелки» были подальше друг от друга. На этом фоне желание отдельных лиц в отдельных регионах написать какие-то разнарядки, количественные планы и прочие сценарии — очень беспокоят. Чего скрывать, истинное отношение сегодняшних подростков к Победе далеко от идеальных представлений из учебников: во-первых, это было слишком давно, многие нынешние школьники даже не знали «своих» ветеранов лично (забавная деталь: сочинение «Мой дедушка на войне» сегодня в школах пишут дети, чьи дедушки живы-здоровы и даже на пенсию еще не вышли). Изобретатели «Бессмертного полка» (кстати, это были независимые журналисты из Томска) в кои-то веки нашли формат, который может быть действительно интересен молодежи. Но и тут появились чиновники, готовые испортить его, загоняя школьников и студентов из-под палки. Так что саратовский губернатор поступил очень достойно, не побоявшись скандала и кривотолков вокруг своего поступка. Он дал своим чиновникам по рукам: может быть, и другим неповадно будет.
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: