Все новости
Мнение
19 Апреля 2016, 09:00

Башкирские санатории продадут? А может, так и надо?

Игорь Савельев
Писатель
На днях в прессе прошла новость: башкирские санатории приватизируют. Думаю, читателям «Общественной электрогазеты» не надо расшифровывать все многообразные смыслы этого словосочетания — «башкирские санатории». Где-то на заре их существования маячат фигуры Чехова и Цветаевой, приезжавших в Башкирию «на кумыс», а в наши дни вспоминается, например, соглашение с Роскосмосом, по которому прилетевших с МКС космонавтов отправляют восстанавливаться именно сюда. «Башкирские санатории» обросли целой мифологией, на одном полюсе которой — статус национального достояния и мифы, вроде происхождения «горящей горы» Янгантау, а с другой — к сожалению — заоблачные цены. Могут ли эти санатории перейти в частные руки — обсуждалось лет 20. И вот, наконец, первый шаг в этом направлении сделан. «Янган-Тау». «Зеленая Роща». «Якты-Куль». «Красноусольский». «Танып». «Юматово». «Карагай». «Талкас» (прощайте, планы Союза писателей Башкирии выпросить бывший писательский дом отдыха обратно под своё крыло!). «Ассы». «Салют». Вот мы и перечислили скорбный список, чтобы все оценили величие момента.
Конечно, то, что эти названия включены в приватизационный список, еще не значит «автоматом», что санатории немедленно пойдут с молотка. Теоретически — Башкирия сколь угодно долго может удерживать их в своей собственности как акционер созданных вместо ГУПов ОАО. Фактически — такой вариант маловероятен. Обычно госпредприятия попадают в приватизационный список, чтобы долго там не задерживаться. Например, расположенный в Уфе Институт проблем транспорта энергоресурсов перевели в статус коммерческого предприятия в августе 2015-го, а уже в декабре на аукционе его купила «Транснефть».
Разумеется, тут же со всех сторон раздались возмущённые голоса на тему: «Разбазаривают национальное достояние!» Но не надо забывать, что возмущенные голоса звучали и прежде. Касались они, в основном, немотивированно высоких цен. Лет пять назад я регулярно бывал на заседаниях Контрольно-счетной палаты Башкирии, посвященных значительной части перечисленных санаториев, и помню, что вопрос ценообразования всегда был одним из основных. Удорожание путевок до 30 процентов в год смущало решительно всех. Это привело к тому, что средняя продолжительность пребывания в санатории падала то с 17 до 11 дней («Янган-Тау»), то дальше — с 11 до 8 («Талкас»), и это еще данные пятилетней давности. Объяснялось это разными причинами, в том числе, кстати, финансовыми нарушениями в некоторых санаториях, масштаб которых шокировал. По данным на 2014 год, серьезные нарушения обнаруживались в шести санаториях.
Если отойти от нарушений, то, как я понимаю, не последнюю роль в вопросах цены играло то, что для некоторых районов санатории стали единственным источником заработка местных жителей. Штаты раздувались, потому что не на улицу же весь район выгонять… Осенью я побывал в одном из флагманов санаторного дела и удивился факту, озвученному экскурсоводом: выходило, что количество сотрудников превышает количество отдыхающих. Причем речь шла о более чем полутора тысячах человек. Визуально это тоже бросалось в глаза. Пока я искал нужный корпус, едва ли не в каждом коридоре и на каждом этаже мне помогал в этом новый сопровождающий.
«Для большинства семей со средним достатком цена в наших санаториях неподъемна. Средняя стоимость дневного пребывания колеблется от 1,5 тысяч рублей в «Талкасе» до трех тысяч в «Янган-Тау». При этом условия оказания услуг далеко не всегда соответствуют их стоимости». Это из выступления Рустэма Хамитова на коллегии Минздрава в феврале 2014 года. «Цены в республиканских санаториях неприятно удивляют». Это его же слова от марта этого года.
Напрашивается жестокая присказка о том, что лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Давайте-ка определимся. Или предприятие государственное, и оно выполняет социальный заказ от лица государства, то есть обеспечивает граждан отдыхом и лечением, а местное население — работой. Или оно коммерческое, и его задачей является заработать побольше денег. Тем, кто кричит о «национальном достоянии», хорошо бы задаться вопросом, а что раньше мешало госсанаториям сосредоточиться на первом варианте. Нет, они зарабатывали деньги. Цены на путёвки задраны настолько, что вряд ли с частным владельцем будет ещё хуже. В каком-то смысле, дальше их повышать просто некуда, потому что башкирские санатории оказались дороже всех возможных конкурентов. Только что мои родственники, привыкшие отдыхать на родине, вернулись из санатория в Кисловодске. На вопрос, где дешевле, они ответили, что, «конечно, не у нас». При этом условия с медицинской точки зрения, разумеется, разные: Минеральные Воды — это Минеральные Воды. Как бы мы ни любили родную природу, по факту ее грязи и источники не уникальные, в том смысле, что «одни из».
Если мы десять лет смотрели, как эти санатории зашибают деньгу, то почему нас возмущает, что они продолжат этим заниматься, но уже под коммерческой вывеской?
Я, конечно, обеими руками за то, чтобы санатории сохранились, чтобы они продолжили обслуживать жителей Башкирии. Но то, что мой голос будет карт-бланшем «государственному» руководству этих санаториев задирать цены и дальше, как-то мешает вливаться в протестующий хор. Умерла, так умерла. Если на повестке дня стоит, в основном, заработок, то почему бы не приватизировать?
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: