Все новости
Мнение
12 Апреля 2016, 09:00

Почему Башкирия заканчивает историю с офшорами

Игорь Савельев
Писатель
Вот уже вторую неделю не только Россия, но и весь мир обсуждает скандал с так называемыми «панамскими документами». Международный консорциум журналистов опубликовал результаты анализа 11,5 миллиона документов, связанных с офшорными компаниями, зарегистрированными в Панаме. Если кто-то пропустил этот «вселенский скандал», поясню, что в руки журналистов попали материалы по деятельности тысяч компаний, зарегистрированных в офшорной зоне бизнесменами и политиками десятков стран. Офшорные зоны обеспечивают компаниям свободу от налогов и конфиденциальность. Таким образом можно, по сути, освободить свой бизнес от налогов: например, завод работает в Уфе, а владеет им — через цепочку учредителей — некая компания, зарегистрированная на Кипре, а уж кто и как получает доход дальше — не выяснишь. Кроме всего прочего, это был и отличный метод сокрытия доходов и капиталов. Теперь выяснили. Скандал уже назвали самым громким экономическим разоблачением в истории. Политические события это подтверждают: уже отправился в отставку премьер-министр Исландии, замешанный в офшорных схемах. Вот-вот последует его примеру премьер-министр Великобритании, то есть один из наиболее влиятельных мировых лидеров. Кроме того, в документах прямо фигурируют три президента (Украины, Аргентины и Объединенных Арабских Эмиратов) и даже один король (Саудовской Аравии).
Российские чиновники также оказались замешаны в этой истории (и почему-то это не удивляет). В качестве владельцев ныне закрытых офшорных компаний в прессе фигурируют и министры, и губернаторы, и дети чиновников, и один широко известный теперь виолончелист...
Даже удивительно, что сейчас эта тема вызвала такую бурю возмущения, в том числе и у нас, ведь не устают оправдываться ни виолончелист, ни чиновники, и даже президент вынужден комментировать ситуацию. Почему-то раньше у нас считалось, что офшоры — это в порядке вещей. Те, кто помнит эпопею с уводом башкирской «нефтянки» из госсобственности, должны помнить и эпизоды, связанные с офшорной зоной в Байконуре. Этот то ли российский, то ли казахский город со славным космическим прошлым (вот, кстати, и привязка нашлась к сегодняшнему юбилейному Дню космонавтики!) в девяностые отметился весьма двусмысленным настоящим. Можно сказать, благодаря событиям лихих 90-х Байконур оказался вписан в историю Башкирии, и это произошло, увы, не благодаря нашим космонавтам, которые так до сих пор в космос и не отправились.
Еще несколько лет работа с юрлицами Панамы, Кипра и других стран — офшорных зон не казалась чем-то из ряда вон выходящим. Вот сообщение ТАСС от 7 октября 2013 года: «Башнефть» зарегистрировала люксембургский офшор Bashneft Investments S.A. Об этом говорится в материалах компании. Как следует из сообщения, Bashneft Investments является 100-процентным дочерним предприятием «Башнефти». Компания создана для корпоративных целей, пояснил ее представитель». Справедливости ради отмечу, что в 2013-м «Башнефть» еще не являлась госпредприятием, а Башкирия, сегодня владеющая четвертью акций, вообще не имела отношения к управлению компанией.
Если кто-то думает, Кипр, Люксембург, Панама — всё это что-то далекое и экзотическое, и не имеет отношения к нашей здешней экономике, – он ошибается. Проведем беглый анализ списка промпредприятий региона, размещенный на сайте Минпрома Башкирии. И на всякий случай вооружимся также цитатами из профильных СМИ. «Основными акционерами Башкирской содовой компании (БСК) являются Башкирия (38,27 процента уставного капитала), кипрская Modisanna Limited (31,16 процента), «Башхим» (29,02 процента)». «ОАО «Стеклонит» образовано на базе госпредприятия «Уфимский завод текстильного стекловолокна». 23,57 процента акций предприятия принадлежит кипрской «Атонлайн лтд», 20,02 процента — у кипрской Steklonit Holding ltd». «100 процентов уставного капитала ООО «Туймазинский фарфоровый завод» через московское ООО «Фондовый центр Лининвест» владеет кипрская «Прокси холдинг лимитед. Продолжать?
И вот почти одновременно с «панамским скандалом» российские корпорации отыгрывают назад. Пресса сообщила на днях, что совет директоров «Башнефти» одобрил закрытие дочерних офшорных компаний: «Bashneft Middle East Limited» (Кипр) и «Bashneft Investments S.A.» (Люксембург). Вместо них компания откроет в Уфе ООО «Башнефть-инвест», в которые переведет акции из Люксембурга и Кипра. Почему юрлица закрываются всего-то через пару лет после открытия — понятно: государство сворачивает офшорную историю. Еще в июне 2013-го президент высказался за то, чтобы запретить российским компаниям уводить деньги в офшоры. В этом году была официально запрещена господдержка компаний, находящихся в офшорной юрисдикции.
С юридической стороной все, вроде, понятно, а вот с моральной — как-то неоднозначно. Ну да, нам сказали, что уводить прибыль от налогов — плохо. Так кто бы спорил. Но почему раньше, до подписания законов, считалось, что это если не хорошо, то, по крайней мере, вполне нормально? Крупные предприятия обрастали офшорными компаниями, совершенно этого не стесняясь. В то время как малый бизнес и просто граждан стращали призывами «Заплати налоги — и спи спокойно», крупному бизнесу был дан зеленый свет двигать капитал в Панаму, Люксембург, на Кипр...
Что позволено Юпитеру, то не позволено быку — так, что ли?
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: