Все новости
Мнение
5 Апреля 2016, 09:00

Почему уфимцев массово соблазняют «особым массажем»

Игорь Савельев
Писатель
Прежде чем приступить к этой непростой теме, должен предупредить читателей «Общественной электрогазеты», что я буду очень аккуратен, а порой даже будто бы невнятен в формулировках. Причина — многолетний опыт работы в правовой газете «Версия», где иски в адрес журналистов были таким же будничным явлением, как дождь за окном. А всё потому, что мы затрагивали разные сомнительные темы. И ту, о которой пойдёт речь сейчас, в том числе.
Пару дней назад меня изумила картинка из соцсетей. Один из пользователей выложил обложку свежего номера популярного уфимского глянцевого журнала. Это издание, как и многие его собратья, создано как рекламное, но раньше такой неразборчивости не было (как и рекламы на обложке — вместо портрета какой-нибудь модной красотки). Я даже специально сходил на сайт журнала и скачал pdf номера, чтобы убедиться, что это не первоапрельская шутка (хоть 1апреля и прошло). Итак, один из самых популярных глянцев Уфы рекламирует во всю обложку «мужской spa-салон». Для этого выбран слоган-призыв «быть мужчиной в рабочее время». Ниже пояснение: днём — скидки «на все программы» до 50 процентов. То есть массовый журнал, который лежит во всех магазинах, во всех офисах Уфы, задорно призывает читателей по-быстрому сбегать налево в рабочий полдень. Это новое слово — и в нашей рекламной индустрии, и в ползучей легализации некоторых видов бизнеса.
Если есть наивные люди, которые не в курсе, что такое «мужские spa-салоны» и откуда они произошли, я сейчас вкратце расскажу всю историю индустрии. Большого разгула проституции в Уфе никогда не было. По крайней мере, не было такого, как в соседнем Екатеринбурге. Там все столбы и заборы были расписаны через трафарет объявлениями с разными телефонами (ещё не мобильными), и только с одним словом, и это слово, извините, было «Даю». Ну, на то это и криминальная столица 90-х с её особым брутальным шиком. В Уфе же всё было «тихо, мирно», но в общероссийском тренде: мода на «эротический массаж» возникла повсеместно лет пять-семь назад. Это воспринималось как некая «проституция лайт», и даже как что-то пограничное с юридической точки зрения, может быть, более близкое ко вполне легальному стриптизу, чем к путанам у дороги. Тем не менее, единая индустрия была неделима. Салоны эротического массажа шифровались точно так же — по съемным квартирам, и точно так же подвергались облавам милиции и полиции.
Момент начала процесса легализации я, в связи с закрытием «Версии», как-то пропустил. Теоретически, здесь обойти УК было не так сложно, как с проституцией традиционной. Достаточно заверить, что речь идёт об обычном массаже, и на словах заявить, что «никакого интима», подмигивая пользователю обоими глазами. Тем не менее, все рекламные материалы, связанные с этим, картинки и даже дизайн шрифтов — очень недвусмысленные. Где-то год назад я не без удивления начал наблюдать, как реклама эротического массажа (теперь его чаще всего называют «мужским» или ещё как-нибудь так, что в комплекте с призывными глянцевыми красотками считывается однозначно) начала появляться на вполне официальных площадках. Например, где-нибудь на задворках страниц газет и журналов. Или на рекламных стендах в лифтах. Вот в данный момент у нас в лифте рекламируются три разных салона «spa для мужчин». Кажется, там есть что-то вроде значка «18+», но в лифт у нас пускают не по паспорту, так что не представляю, как родители в нашем доме отвечают на вопросы детей — что это. Летом я наткнулся на офис такого салона, гуляя по респектабельному микрорайону «Южный»: опять же, недвусмысленная вывеска, звонок у двери, никто ни от кого уже не бегает по съёмным квартирам, не прячется... Ну и, конечно, обложка популярного глянцевого журнала — это новая ступень.
Интересно, что и нелегальная часть «массажного» бизнеса при этом не сдается, не теряет позиций. Об этом можно судить по тому, как много появилось надписей на стенах через трафарет (стиль распространения наркотиков): «Эромассаж» — и телефон. Раньше такого не было, а теперь у нас в подъезде, наряду с тремя упомянутыми «випами», рекламируемыми официально, контор пять заявили о себя так — на стенах, на дверях. Интересно, с чем связана такая активность? С кризисом? Может, это дешевле, чем традиционная проституция, и народ интересуется «эконом-вариантами»? Вполне возможно: некоторые трафаретные надписи более многословны, и обещают именно экономию. В одной надписи обещали услуги «от тысячи рублей». Другой нелегал сообщал, что клиентов — плюс к массажу — ждёт баня, но главное — виски в подарок! Ну, если начали заманивать халявной выпивкой, значит, народ совсем нищает...
Почему сейчас этот бизнес («эти бизнесы», если разделять легальный и нелегальный и всё же опасаться иска) так активизировался? Думаю, тут всё очень просто. Виноват, опять же, кризис. Когда государство не может обеспечить людям достойную жизнь, оно немного отпускает вожжи, чтобы люди сами могли немного отвлечься от трудностей. Так всегда было: отсюда и расцвет проституции, алкогольной индустрии, игровой отрасли в начале 90-х. Некоторое послабление заметно и сейчас. На алкогольном рынке, например, виден откат от «закручивания гаек» пятилетней давности. В прошлом году впервые за долгое время снижена минимальная цена на водку. Уже не столь яростна борьба с торговлей алкоголем по ночам. Можно сказать, власти махнули рукой на многочисленные точки, которые перестают маскироваться даже под кафе. Нам как бы говорят: пожалуйста, пейте, если вам так будет легче жить. Такое — и во многих других сферах, регулирование которых раньше (примерно, в 2010 году) максимально ужесточалось. Так что я не удивлен, что у нас теперь на каждом шагу «мужские spa-салоны», которые ни от кого не прячутся и почти уже ничего не скрывают.
Меня только удивляет, зачем на каких-то отдельных этажах власти (например, в Госдуме) все еще имитируют усердную борьбу за нравственность? Говорят о духовных скрепах, ополчаются на контрацепцию, День святого Валентина заодно с Хэллоуином и т.д. Оглянитесь вокруг, депутаты! Когда воздушный шар снижается, балласт выбрасывают за борт. Государственные кампании за то, чтобы люди не жрали водку декалитрами, не играли в автоматы и не ходили по «салонам», отправляются за борт в первую очередь.
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: