Все новости
Мнение
8 Марта 2016, 09:00

Слово «автоледи» надо запретить

Игорь Савельев
Писатель
ОНО снова появилось. Точнее, ОНО никуда не исчезало из нашей прессы, но если не следить за криминальной хроникой, а вернее, за новостями из области мелких происшествий, то его легко упустить из виду. Но вот подступил праздник весны, когда поздравляют прекрасную половину человечества (и, пользуясь случаем, желаю читательницам «Общественной электрогазеты» солнечных дней и хорошего настроения!). И интернет запестрел заголовками в духе: «В Уфе инспектора ГИБДД дарили автоледи цветы». (Просторечная форма «инспектора» тоже, конечно, не вызывает большого восторга, но это ладно.) Итак: АВТОЛЕДИ! Неологизм, так полюбившийся всем нашим журналистам. Многие на полном серьезе считают, что это слово полно некоего изящества и употребляют его как комплимент. Ну, например как в заметке про цветы от инспекторов.
Дорогие друзья, коллеги, бога ради, прекратите насиловать русский язык!
Все, что может быть уничижительного, сошлось в этом слове. Начиная, кстати, с самой его формы, потому что это в английском lady означает то, что означает. В русском языке многие подобные образцы «высокого штиля» прошли через сложную историю 20-30-х годов, а потом и 90-х, с их неуместным подражанием то ли западным образцам, то ли дореволюционной истории. То, что получается на выходе из этого сита, очень хорошо иллюстрируют элементы стиля газеты «Коммерсантъ». Это издание было основано в начале 90-х как наследующее бизнес-этике России начала ХХ века (собственно, «Коммерсантъ» — это была такая газета в 1909-1917 годах). Оттуда был позаимствован не только «ер» (известный ныне как «твердый знак»), но и любовь к эпитету «господин» («госпожа»). То есть буквально в каждом абзаце газеты вы натыкаетесь на фразу в духе: «Господин Медведев заявил, что правительство обсудит этот вопрос до конца недели». Читать это немножко дико и немножко смешно. Но «Коммерсантъ» хотя бы обратил слабость (лишнюю верность мертвой дореволюционной традиции) в силу, то есть вот это «господин N» стало элементом фирменного стиля высоколобой иронии. Потому что без иронии «господин» в наше время не читается. Замените в любой фразе имя перед фамилией на «господин», и вы увидите, как рождается стеб. «Коммерсантъ» быстро оседлал эту фишку, а вот многочисленные коммерсанты, открывающие, например, какие-нибудь магазины игрушек под названием «Маленькая леди», нет. Потому что слово «леди» тоже не может звучать серьезно: да, собственно, с этим в современном русском вообще сложно, потому что у «дамы», например, тоже есть нюансы (хоть и не столь ярко выраженные), и т.д.
По простому говоря, «автоледи» (эта приставка усиливает комический эффект) звучит примерно как «ночная бабочка». От этого слова просто-таки разит нездоровой... пикантностью?
Далее. От оттенков семантики — к контексту и контенту. Проведите эксперимент. Забейте слово «автоледи» в поиск по новостям. Только лучше делайте это подальше от 8 марта, потому что подарки от гаишников сильно повлияют на статистику. Вне этого праздника — портрет страшного зверя по имени «автоледи» будет однозначен. «Под Волгоградом автоледи сбила школьника». «В Перми дикой автоледи вернули права». «В Краснодаре пьяная автоледи протаранила 17 автомобилей». «В Петербурге автоледи съехала в реку». «В Ульяновске автоледи сбила бабушку». Можно продолжать бесконечно; единственная встреченная мною сейчас новость, в заголовке которой нет обвинения, компенсирует это изяществом слога: «Нарушитель ПДД заплатит 200 тыс. за сломанные ребра автоледи».
Итак. С одной стороны, автоледи у нас стремятся называть всех женщин за рулем, причем это делает не только пресса, но и — простодушно — ГАИ, власти и прочие ответственные инстанции: оказывается, так называется много конкурсов и т.д. С другой стороны, новостной контент однозначен. Он приучает читателя к мысли, что женщина за рулем — круглая дура, просто клиническая идиотка, заведомо опасная для себя и для окружающих. В какие только передряги она не попадает на дороге! В заголовках смакуются особо нелепые ситуации, и использование термина «автоледи» повышает градус даже не иронии, а издевки до предела. Мол, что с них возьмешь!.. — тут же, кстати, «попутно» решается вопрос и о виновности в глазах общества. В ДТП еще надо разбираться — кто виноват. Слово «автоледи» в новости уже расставляет все точки над i и называет обществу виновных.
Поэтому я предлагаю...
Нет, вовсе не то, что вынесено в заголовок (провокации ради): я вообще категорически против любых цензурных запретов. Не надо ничего запрещать. Я призываю коллег-журналистов задуматься. Хотя бы в честь праздника. Давайте добровольно отказываться от «автоледи». Не будем унижать этим словом своих близких.
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: