Все новости
Мнение
24 Февраля 2016, 12:06

Стриж над Уфою

Илья Макаров
Журналист
Позвольте несколько неюбилейных слов о Вячеславе Стрижевском. Потому что с юбилеем опоздал. И я, и все мы.
Вообще-то эту колонку нужно было писать еще в прошлом году. А если быть точным, то 3 ноября. В этот день ему исполнилось 75 лет.
Но так получилось, что персональную выставку своих фоторабот он устраивает в наступившем 2016 году.
Он хлопотал об открытии выставок своих коллег, пробивал, договаривался. Закрутился. Про себя забыл.
И вот вспомнил. Выставка открывается завтра, 25 февраля, в пять часов вечера.
И не где-нибудь, а в Башкирском государственном театре оперы и балета.
И не где-нибудь, а в зале музея Рудольфа Нуреева.
Место святое.
Время удобное: рабочий день к закату. И еще вечерний спектакль не начинается.
Зрители в ожидании бродят по роскошным залам театра, поднимаются и опускаются по знаменитой мраморной лестнице. Она, к слову сказать, имеет самое непосредственное отношение к Стрижевскому. Точнее, наоборот, Стрижевский имеет к ней самое непосредственное отношение. Поскольку лестница появилась здесь в бытность его директором этого театра.
Там, конечно, и театральный буфет замечательный. Возвращается зритель после антракта из буфета — а спектакль во втором акте и далее становится все ярче, интереснее, эмоциональней…
При чем здесь фотоработы Стрижевского и театр? А при том, что фотография — это продолжение Стрижевского. А вернее, его начало. Ей он не изменял, даже когда судьба его отбрасывала от фотоаппарата надолго. Порой, казалось, что навсегда.
Посудите сами, какой это разносторонний человек. Вот что о нем говорит Википедия: театрально-общественный деятель. Кандидат искусствоведения (им написана диссертация по теме «Формирование русского театра в Башкортостане, конец ХVIII — начало ХХ веков»). Заслуженный работник культуры РФ и БАССР. Член Союза театральных деятелей, Союза журналистов. Окончил Уфимский государственный институт искусств, Высшую школу деятелей сценического искусства при ГИТИСе. С 1964 фотокорреспондент газеты «Ленинец» (кому название не нравится, сегодня это «Молодежная газета»), с 1968 — «Вечерняя Уфа». Более того, он даже был директором объединения «Башфото — Нур». Потом, конечно, его повела судьба: был директором Республиканского русского театра драмы, Башкирской оперы, одновременно совмещая должность замминистра культуры РБ, это при его-то ярком характере.
Как бы высоко ни возносила его жизнь, у него никогда не кружится голова.
Когда судьба распорядилась оставить театр, он не раскис и не сник — под рукой был верный фотоаппарат. Он взялся за прежнюю фоторепортерскую работу.
Уфа — одна из главных тем его творчества. С любовью и нежностью он делает снимки старых дворов и современных зданий, портреты жителей башкирской столицы, сюжеты.
Он поднимается на самую верхотуру и делает оттуда панорамные снимки. Если надо, он может полететь на вертолете. Добьется, выбьет, достанет хоть из-под земли. И ему дадут эту машину. И он взлетит. Это в его-то годы!
Не случайно люди, наиболее близкие к этому человеку, называют его Стриж.
Я к таковым не принадлежу. Я лишь смогу издалека, сквозь толпу пришедших на выставку протиснуться и сказать: «Вячеслав Александрович, здравствуйте». Получится, нет ли — не знаю. Поэтому делаю это сейчас: «Вячеслав Александрович, здравствуйте!»
Автор:Макаров Илья
Читайте нас: